Почему-то у некоторых тоталитарное общество ассоциируется с беззаконием. Как раз наоборот, тоталитаризм и предполагает тотальный и жёсткий контроль над исполнением законов, норм, инструкций и т. д. Вот другое дело - какие это были законы и нормы и всегда ли их соблюдали? По сталинскому УК ст. 115 предусматривала до 5 лет ИТЛ за неправомерные действия по отношению к подследственному. Наверняка, такая статья есть и сейчас. И что, останавливает кого-то на 100%? И допрашиваемые из окон не прыгают и не "прессуют" никого? Все необходимые формальности при оформлении дел соблюдались скрупулезно: есть в них свидетельские показания, признание обвиняемым своей вины (сейчас к этому по-разному можно относиться, но важно, что в те годы признание являлось "царицей доказательств"), на каждом листе дела стоит личная роспись обвиняемого, что исключает фабрикацию дела, вписывание каких-либо показаний, которых не было и т. п. Люди, воображающие себе как Сталин вызывает к себе Ежова или Берию и приказывает: "Ну-ка, расстреляйте этих и этих", не представляют себе работу тогдашней бюрократической машины. Даже приказ на устранение кого-либо за рубежом исполнитель получал в письменном виде из рук члена ЦК, не ниже - это означало, что действия санкционированы на самом верху, а не являются чьей-то частной инициативой. Да, законы можно считать людоедскими, какими угодно, но Ежова с его оравой как раз и прихлопнули за несоблюдение "норм социалистической законности" и в РККА, например, к 1940 г. были возвращены около 15 тыс. необоснованно осуждённых военнослужащих.
Все необходимые формальности при оформлении дел соблюдались скрупулезно: есть в них свидетельские показания, признание обвиняемым своей вины (сейчас к этому по-разному можно относиться, но важно, что в те годы признание являлось "царицей доказательств"), на каждом листе дела стоит личная роспись обвиняемого, что исключает фабрикацию дела, вписывание каких-либо показаний, которых не было и т. п.
Люди, воображающие себе как Сталин вызывает к себе Ежова или Берию и приказывает: "Ну-ка, расстреляйте этих и этих", не представляют себе работу тогдашней бюрократической машины. Даже приказ на устранение кого-либо за рубежом исполнитель получал в письменном виде из рук члена ЦК, не ниже - это означало, что действия санкционированы на самом верху, а не являются чьей-то частной инициативой.
Да, законы можно считать людоедскими, какими угодно, но Ежова с его оравой как раз и прихлопнули за несоблюдение "норм социалистической законности" и в РККА, например, к 1940 г. были возвращены около 15 тыс. необоснованно осуждённых военнослужащих.