Серьезным подспорьем были, конечно, лесные дары – грибы, ягоды, орехи, мед. но основой всему всегда оставался хлеб. повседневный крестьянский стол не отличался большим разнообразием. черный хлеб, щи, каша да квас – вот, , и все разносолы."хлеб – всему голова" каких только народных поговорок, пословиц, присказок не сложено о нем: "хлеб – всему голова", "хлеб да вода – крестьянская еда", "хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска", "худ обед, коли хлеба нет".
"хлебом да солью" встречали дорогих гостей, приглашали к столу, желали благополучия, молодых в день свадьбы. без хлеба не обходилась ни одна трапеза. резать хлеб за столом считалось почетной обязанностью главы семьи.
служил хлеб и ритуальной пищей. из кислого теста выпекали просфоры, предназначенные для совершения христианского таинства причащения. особый вид хлеба – перепеча – участвовал в свадебном обряде. на пасху пекли куличи, на масленицу провожали зиму блинами, а весну встречали "жаворонками" – пряниками, напоминающими по форме птиц.
без хлеба крестьянин не мыслил жизни. в неурожайные годы начинался голод, несмотря на то, что животной пищи было в достатке.
пекли хлеб обычно раз в неделю. дело это сложное и трудоемкое. с вечера хозяйка готовила тесто в специальной деревянной кадке. тесто и кадка назывались одинаково – квашней.кадка постоянно была в работе, поэтому ее редко мыли. немало язвительных шуток связано с этим. рассказывали, что однажды стряпуха потеряла сковородку, на которой обычно пекла блины. целый год не могла найти ее и обнаружила, лишь когда затеяла мытье квашни.
перед тем как ставить тесто, стенки квашни натирали солью, затем заливали ее теплой водой. для закваски бросали кусок теста, оставшийся от предыдущей выпечки, и засыпали муку. хорошенько все перемешав, оставляли на ночь в теплом месте. к утру тесто поднималось, и стряпуха принималась его месить. нелегкая эта работа продолжалась до тех пор, пока тесто не начинало отставать от рук и стенок кадки. квашню снова ставили на время в теплое место, а затем еще раз вымешивали. наконец-то тесто готово! осталось разделить его на крупные гладкие хлеба и посадить в печь на деревянной лопате. через некоторое время изба наполнялась ни с чем не сравнимым запахом выпекаемого хлеба. блины, , самое популярное блюдо. известные еще с языческих времен, они символизировали солнце. в старину блины как ритуальная пища были неотъемлемой частью многих обрядов – от рождения (роженицу кормили блином) до смерти (блинами с кутьей поминали усопшего). и уж, конечно, какая масленица без блинов. однако истинно блины не те, что печет сегодня из пшеничной муки каждая хозяйка. в старину блины пекли только из муки гречишной. были они более рыхлыми, пышными, с кисловатым привкусом.
ни один крестьянский праздник на руси не обходился без пирогов. само слово "пирог" произошло, как считают, от слова "пир" и первоначально означало праздничный хлеб. пироги до сих пор считаются украшением праздничного стола: "красна изба углами, а обед – пирогами". каких только пирогов не пекли хозяйки с давних времен! в хvii в. было известно не менее 50 их видов: дрожжевые, пресные, слоеные – из разных видов теста
"хлебом да солью" встречали дорогих гостей, приглашали к столу, желали благополучия, молодых в день свадьбы. без хлеба не обходилась ни одна трапеза. резать хлеб за столом считалось почетной обязанностью главы семьи.
служил хлеб и ритуальной пищей. из кислого теста выпекали просфоры, предназначенные для совершения христианского таинства причащения. особый вид хлеба – перепеча – участвовал в свадебном обряде. на пасху пекли куличи, на масленицу провожали зиму блинами, а весну встречали "жаворонками" – пряниками, напоминающими по форме птиц.
без хлеба крестьянин не мыслил жизни. в неурожайные годы начинался голод, несмотря на то, что животной пищи было в достатке.
пекли хлеб обычно раз в неделю. дело это сложное и трудоемкое. с вечера хозяйка готовила тесто в специальной деревянной кадке. тесто и кадка назывались одинаково – квашней.кадка постоянно была в работе, поэтому ее редко мыли. немало язвительных шуток связано с этим. рассказывали, что однажды стряпуха потеряла сковородку, на которой обычно пекла блины. целый год не могла найти ее и обнаружила, лишь когда затеяла мытье квашни.
перед тем как ставить тесто, стенки квашни натирали солью, затем заливали ее теплой водой. для закваски бросали кусок теста, оставшийся от предыдущей выпечки, и засыпали муку. хорошенько все перемешав, оставляли на ночь в теплом месте. к утру тесто поднималось, и стряпуха принималась его месить. нелегкая эта работа продолжалась до тех пор, пока тесто не начинало отставать от рук и стенок кадки. квашню снова ставили на время в теплое место, а затем еще раз вымешивали. наконец-то тесто готово! осталось разделить его на крупные гладкие хлеба и посадить в печь на деревянной лопате. через некоторое время изба наполнялась ни с чем не сравнимым запахом выпекаемого хлеба. блины, , самое популярное блюдо. известные еще с языческих времен, они символизировали солнце. в старину блины как ритуальная пища были неотъемлемой частью многих обрядов – от рождения (роженицу кормили блином) до смерти (блинами с кутьей поминали усопшего). и уж, конечно, какая масленица без блинов. однако истинно блины не те, что печет сегодня из пшеничной муки каждая хозяйка. в старину блины пекли только из муки гречишной. были они более рыхлыми, пышными, с кисловатым привкусом.
ни один крестьянский праздник на руси не обходился без пирогов. само слово "пирог" произошло, как считают, от слова "пир" и первоначально означало праздничный хлеб. пироги до сих пор считаются украшением праздничного стола: "красна изба углами, а обед – пирогами". каких только пирогов не пекли хозяйки с давних времен! в хvii в. было известно не менее 50 их видов: дрожжевые, пресные, слоеные – из разных видов теста