Чатыр-тау (Шатёр-гора), ландшафтный памятник природы (1972). Занимает вершину высотой 321,7 м и склоны хребта в 7 км от города Азнакаево. Гора расположена на Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Чатыр-тау нередко обозначают на географических картах как "хребет" (единственный в Татарстане!), однако по своему происхождению это останец, т.е. ландшафт принял форму хребта не из-за тектонических поднятий, а вследствие эрозии окружающих его долин. В XVIII веке на склонах горы добывалась медь. П.С.Паллас, проезжавший здесь в 1772г. писал: "Через 10 верст от Чалпы приехали мы к деревне и реке Сугоят, которая между берегами, состоящими из красноватого илу, течет по слоям известкового камня. Здесь живут также Уфяне и Казанские татары и имеют в деревне мечеть. Несколько далее достигли мы малой Сугоят, и потом Сапей ауль, до большой Татарской деревни с мечетью при р. Вердшель лежащей, имеющей свое название от некоего Башкирца, коего потомки там по сие время живут. В сей стране по левую сторону дороги и от помянутой деревни прямо на восток видна высокая слоистая гора, которая к нарочито высокому Шатырь-Тау возвышаясь подымается..." Несмотря на сильную грозу Паллас поднялся к вершине горы и посетил один из медных рудников находившихся в её отрогах.
Занимает вершину высотой 321,7 м и склоны хребта в 7 км от города Азнакаево.
Гора расположена на Бугульминско-Белебеевской возвышенности.
Чатыр-тау нередко обозначают на географических картах как "хребет" (единственный в Татарстане!), однако по своему происхождению это останец, т.е. ландшафт принял форму хребта не из-за тектонических поднятий, а вследствие эрозии окружающих его долин.
В XVIII веке на склонах горы добывалась медь.
П.С.Паллас, проезжавший здесь в 1772г. писал: "Через 10 верст от Чалпы приехали мы к деревне и реке Сугоят, которая между берегами, состоящими из красноватого илу, течет по слоям известкового камня. Здесь живут также Уфяне и Казанские татары и имеют в деревне мечеть. Несколько далее достигли мы малой Сугоят, и потом Сапей ауль, до большой Татарской деревни с мечетью при р. Вердшель лежащей, имеющей свое название от некоего Башкирца, коего потомки там по сие время живут. В сей стране по левую сторону дороги и от помянутой деревни прямо на восток видна высокая слоистая гора, которая к нарочито высокому Шатырь-Тау возвышаясь подымается..."
Несмотря на сильную грозу Паллас поднялся к вершине горы и посетил один из медных рудников находившихся в её отрогах.