В самомначале 18 века на краю государства, на земле, которая была только что отвоёванау шведов начали строить город. Для новой жизни, для утверждения новых порядкови обычаев нужно было новое искусство. Приходилось переучивать старых художниковили искать других. Например, старые русские архитекторы умели строить покатолько церкви и боярские сводчатые палаты, а Петру нужны были большие залы дляассамблей, праздников, балов и пиршеств, с колоннами на европейский манер.Русские живописцы писали только иконы, а нужны были и торжественные баталии,прославляющие военные победы, и портреты царя и его приближённых. Русскиеграверы умели делать иллюстрации к церковным книгам, а нужны были видыстроящегося Петербурга, изображения побед на суше и на море, гравюры кучебникам архитектуры, морского и артиллерийского дела.
Всё это небыло, конечно, прихотью царя. Русская культура должны были высвободитьсянаконец из-под власти церкви, догнать наконец ушедшие вперёд европейскиестраны. Поэтому и пригласи- ли из Европы в Россию архитекторов, живописцев,граверов, скульпторов, а к искусству русские молодые люди отдавалисьим в ученики. Но так как ехать в далёкую Москву, почти незнакомую тогдашнейЕвропе, соглаша-
лись далеко не лучшие художники, то наиболее изрусских учеников быстро обгоняли своих учителей.
Но Пётр нетолько приглашал иностранных мастеров в Россию, но и русских художников посылалв другие страны. Он очень гордился художниками, которые учились за границей. Ободном из них – портретисте Иване НикитичеНикитине он писал своей жене в Данциг:
“Попросичтоб велел свою персону ему списать…дабы знали, что есть и из нашего народадобрые мастера.”Никитин действительно был “добрыммастером.” С портретов,которые он написал, смотрят сильные, резко очертанные лица царя и егоприближённых. Вот канцлер Головкин. Откудато из темноты выдвигается вперёд егодлинное лицо, суженное свисающими локонами парика. Чуть мерцают в полутьме накрасноватом кафтане драгоценные орденские знаки. Но не ордина, не эффектныйжест полководца – обычные тогда средства возвиличить – делаю лицо Головкиназначительным. Художник изобразил канцлера в упор, прямо и остро глядящим вглаза зрителю, и он смотрит на нас, как на противников в словесном поединке,зоркими глазами дипломата
В самомначале 18 века на краю государства, на земле, которая была только что отвоёванау шведов начали строить город. Для новой жизни, для утверждения новых порядкови обычаев нужно было новое искусство. Приходилось переучивать старых художниковили искать других. Например, старые русские архитекторы умели строить покатолько церкви и боярские сводчатые палаты, а Петру нужны были большие залы дляассамблей, праздников, балов и пиршеств, с колоннами на европейский манер.Русские живописцы писали только иконы, а нужны были и торжественные баталии,прославляющие военные победы, и портреты царя и его приближённых. Русскиеграверы умели делать иллюстрации к церковным книгам, а нужны были видыстроящегося Петербурга, изображения побед на суше и на море, гравюры кучебникам архитектуры, морского и артиллерийского дела.
Всё это небыло, конечно, прихотью царя. Русская культура должны были высвободитьсянаконец из-под власти церкви, догнать наконец ушедшие вперёд европейскиестраны. Поэтому и пригласи- ли из Европы в Россию архитекторов, живописцев,граверов, скульпторов, а к искусству русские молодые люди отдавалисьим в ученики. Но так как ехать в далёкую Москву, почти незнакомую тогдашнейЕвропе, соглаша-
лись далеко не лучшие художники, то наиболее изрусских учеников быстро обгоняли своих учителей.
Но Пётр нетолько приглашал иностранных мастеров в Россию, но и русских художников посылалв другие страны. Он очень гордился художниками, которые учились за границей. Ободном из них – портретисте Иване НикитичеНикитине он писал своей жене в Данциг:
“Попросичтоб велел свою персону ему списать…дабы знали, что есть и из нашего народадобрые мастера.”Никитин действительно был “добрыммастером.” С портретов,которые он написал, смотрят сильные, резко очертанные лица царя и егоприближённых. Вот канцлер Головкин. Откудато из темноты выдвигается вперёд егодлинное лицо, суженное свисающими локонами парика. Чуть мерцают в полутьме накрасноватом кафтане драгоценные орденские знаки. Но не ордина, не эффектныйжест полководца – обычные тогда средства возвиличить – делаю лицо Головкиназначительным. Художник изобразил канцлера в упор, прямо и остро глядящим вглаза зрителю, и он смотрит на нас, как на противников в словесном поединке,зоркими глазами дипломата