Ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии. Доисламские арабы — один из многих семитских народов, обитавших в этом районе Ближнего Востока с незапамятных времен. На первоначальный характер ислама оказали влияние многочисленные факторы. Среди наиболее важных можно выделитьдоисламские древние верования и культы, иудаизм, христианство и маздеизм.
Доисламские религиозные культы представляют собой соединение элементов фетишизма и тотемизма, поклонения явлениям и силам природы, особенно небесным светилам, и полидемонизма. Фетишизм выражался в почитании камней, особенно метеоритного происхождения, а также в поклонении идолам. Элементы тотемизма сказывались в названии племен — лиса, медведь, верблюд, собака. Процветал культ бепшов -сооружений, название которых означает «дом бога». Нередко бетилы располагались в оазисах. К такому святилищу совершались регулярные паломничества. Здесь же собирались люди, занимающиеся торговлей между кочевыми и оседлыми племенами. Одним из таких святилищ была Мекка, приобретшая особое значение в качестве общеарабского религиозного и торгового центра. Почитая своих богов и демонов, племена не отрицали других богов, связанных с другими племенами. Так, в Мекке помимо почитавшегося проживающим там племенем курейшигов их племенного бога в знаменитом храме Кааба находилось более 300 идолов, служивших объектами поклонения других племен. Божество мекканцев было воплощено в черном камне, замурованном в стену Каабы. Имя этого бога - Илляха - было связано с общесемитским корнем Эл, Элоха, Элохим. Кааба именовалась «домом Аллаха», а мекканцы считали себя соседями Аллаха. Объектом почитания был также источник воды Зям-Зям - колодец, расположенный напротив храма.
Доисламская обрядность была такой же, как и в других древних культах. Практиковалось поломничество к бетилам. Вокруг святилищ и идолов совершались ритуальные процессии, каждый из участников которых стремился прикоснуться к статуе бога и впитать в себя элемент его силы. Идолам приносились жертвы, обычно скотом. Религиозное значение имели места погребений. Проходя или проезжая мимо такого места, араб бросал в него камень, что символизировало жертвоприношение и должно было выражать уважение к покойнику.
Молитвенный ритуал в доисламском культе арабов не был разработан. Роль молитв играли стихи, складывающиеся поэтами. Поэтический дар считался результатом благожелательного отношения джиннов к этому человеку. Если племя имело своего идола, то в нем обязательно был жрец - кахин, который должен был обслуживать идола и руководить ритуалом жертвоприношений.
Влияние иудаизма на зарождение ислама было не меньшим, чем влияние доисламских верований. В Аравии проживало немало приверженцев иудаизма. Через иудейских купцов-караванщиков его влияние распространилось по всем торговым путям, пересекавшим Аравийский полуостров. Пророк Мухаммед, основоположник ислама, во время своих путешествий встречайся с иудеями. Их рассказы о содержании Ветхого Завета сохранились в его памяти и вошли затем в вероучение новой религии.
На становление ислама оказало влияние и христианство, хотя и в меньшей степени. Многие арабские племена к северу от Аравийского полуострова были христианизированы. Здесь было распространено христианство в несторианской и монофизитской формах. Эти формы облегчали восприятие христианства, так как не были связаны с двойственной трактовкой личности Христа. Христос под именем Иса занял свое место среди пророков в качестве непосредственного предшественника Мухаммеда. Некоторые новозаветные эпизоды также нашли отражение в священной книге — Коране.
Своеобразным явлением религиозной жизни арабов этого периода является ханифизм. Ханифами называли людей, ведущих уединенный образ жизни и проповедовавших единобожие. Ханифизм впитал в себя влияние иудаизма, христианства и парсизма и был посредствующим звеном между этими религиями и исламом. В целом же можно сказать, что ислам явился закономерным этапом в длительной и последовательной эволюции религиозных форм сознания населения Аравии. Однако решающую роль в его появлении сыграю своеобразие исторического развития.
Центральная часть полуострова, где и возник ислам, значительно отстала в своем развитии от южного и северного районов, в которых уже существовали развитая классовая система и государство со всеми его институтами. Основой хозяйственной жизни центральной части полуострова было кочевое скотоводство и примитивное земледелие. Общество находилось на стадии разложения первобытных отношений. Классовое расслоение только намечалось. Население немногочисленных городов существовало за счет обслуживания караванных путей между Индией и странами Запада. Эти пути проходили преимущественно через юг Аравийского полуострова, так как северные пути были более опасными из-за противостояния сильных государств — Византии и Персии. Однако к концу VI в. усиливаются позиции .
Доисламские религиозные культы представляют собой соединение элементов фетишизма и тотемизма, поклонения явлениям и силам природы, особенно небесным светилам, и полидемонизма. Фетишизм выражался в почитании камней, особенно метеоритного происхождения, а также в поклонении идолам. Элементы тотемизма сказывались в названии племен — лиса, медведь, верблюд, собака. Процветал культ бепшов -сооружений, название которых означает «дом бога». Нередко бетилы располагались в оазисах. К такому святилищу совершались регулярные паломничества. Здесь же собирались люди, занимающиеся торговлей между кочевыми и оседлыми племенами. Одним из таких святилищ была Мекка, приобретшая особое значение в качестве общеарабского религиозного и торгового центра. Почитая своих богов и демонов, племена не отрицали других богов, связанных с другими племенами. Так, в Мекке помимо почитавшегося проживающим там племенем курейшигов их племенного бога в знаменитом храме Кааба находилось более 300 идолов, служивших объектами поклонения других племен. Божество мекканцев было воплощено в черном камне, замурованном в стену Каабы. Имя этого бога - Илляха - было связано с общесемитским корнем Эл, Элоха, Элохим. Кааба именовалась «домом Аллаха», а мекканцы считали себя соседями Аллаха. Объектом почитания был также источник воды Зям-Зям - колодец, расположенный напротив храма.
Доисламская обрядность была такой же, как и в других древних культах. Практиковалось поломничество к бетилам. Вокруг святилищ и идолов совершались ритуальные процессии, каждый из участников которых стремился прикоснуться к статуе бога и впитать в себя элемент его силы. Идолам приносились жертвы, обычно скотом. Религиозное значение имели места погребений. Проходя или проезжая мимо такого места, араб бросал в него камень, что символизировало жертвоприношение и должно было выражать уважение к покойнику.
Молитвенный ритуал в доисламском культе арабов не был разработан. Роль молитв играли стихи, складывающиеся поэтами. Поэтический дар считался результатом благожелательного отношения джиннов к этому человеку. Если племя имело своего идола, то в нем обязательно был жрец - кахин, который должен был обслуживать идола и руководить ритуалом жертвоприношений.
Влияние иудаизма на зарождение ислама было не меньшим, чем влияние доисламских верований. В Аравии проживало немало приверженцев иудаизма. Через иудейских купцов-караванщиков его влияние распространилось по всем торговым путям, пересекавшим Аравийский полуостров. Пророк Мухаммед, основоположник ислама, во время своих путешествий встречайся с иудеями. Их рассказы о содержании Ветхого Завета сохранились в его памяти и вошли затем в вероучение новой религии.
На становление ислама оказало влияние и христианство, хотя и в меньшей степени. Многие арабские племена к северу от Аравийского полуострова были христианизированы. Здесь было распространено христианство в несторианской и монофизитской формах. Эти формы облегчали восприятие христианства, так как не были связаны с двойственной трактовкой личности Христа. Христос под именем Иса занял свое место среди пророков в качестве непосредственного предшественника Мухаммеда. Некоторые новозаветные эпизоды также нашли отражение в священной книге — Коране.
Своеобразным явлением религиозной жизни арабов этого периода является ханифизм. Ханифами называли людей, ведущих уединенный образ жизни и проповедовавших единобожие. Ханифизм впитал в себя влияние иудаизма, христианства и парсизма и был посредствующим звеном между этими религиями и исламом. В целом же можно сказать, что ислам явился закономерным этапом в длительной и последовательной эволюции религиозных форм сознания населения Аравии. Однако решающую роль в его появлении сыграю своеобразие исторического развития.
Центральная часть полуострова, где и возник ислам, значительно отстала в своем развитии от южного и северного районов, в которых уже существовали развитая классовая система и государство со всеми его институтами. Основой хозяйственной жизни центральной части полуострова было кочевое скотоводство и примитивное земледелие. Общество находилось на стадии разложения первобытных отношений. Классовое расслоение только намечалось. Население немногочисленных городов существовало за счет обслуживания караванных путей между Индией и странами Запада. Эти пути проходили преимущественно через юг Аравийского полуострова, так как северные пути были более опасными из-за противостояния сильных государств — Византии и Персии. Однако к концу VI в. усиливаются позиции .