Новый год считается самым древним и самым любимым праздником на Земле. С ним всегда связывают надежды на успех, благополучие, счастье. Он служит точкой отсчета для самых радужных начинаний. И взрослые порой не хуже малолетних детей ждут его, полагая, что с его приходом можно совершить какой-то важный в жизни шаг, подкорректировать нескладную судьбу, начать все сызнова. Кто-то собирается бросить курить в новогоднюю ночь. Кто-то набирается решимости стать заядлым физкультурником и делать утреннюю зарядку. Кто-то клянется распрощаться с бездельем, засучить рукава и приступить к накоплению заветного капитала. С “чистого листа” решают начать жить патологические вруны, ленивые студенты, располневшие дамы, спившиеся завсегдатаи богемных тусовок, наркоманы. Все или почти все преисполнены желанием оставить в плохое и нравственно обновиться. У всех рождаются благие намерения и захватывающие планы. Вот только далеко не у всех этот душевный подъем происходит по мере приближения волшебной ночи с 31 декабря на 1 января. Ведь не везде Новый год начинается 1 января. И тут, если полистать источники, можно наткнуться на множество всяких загадок, странностей и причуд, связанных с переносом новогоднего праздника с осени на весну, с лета на зиму, с установлением плавающей календарной даты, со сменой самого календаря.
Не избежало такого рода метаморфоз и наше Отечество. Есть сведения, что в старозаветные времена Русь встречала Новый год осенью, приурочивая его к сбору урожая. Но имеются и другие данные, по которым русские праздновали Новый год весной, как и большинство других народов. Точно известно лишь то, что начиная с 1342 года Русская Православная Церковь постановила отмечать Новый год 1 сентября (то есть 14 сентября по новому стилю). При этом она ссылалась тогда на постановление Никейского собора 325 года, учредившего эту дату.
Петровские реформы начала ХVIII века, естественно, не обошли и новогодний праздник. В конце 7207 года по русскому летосчислению, которое велось от Сотворения мира, почитающий Европу Петр Алексеевич объявил, что наступающий Новый год будет 1700-м и начнется 1 января по юлианскому календарю. Позже, после Октябрьской революции, Россия, как известно, перешла на григорианский календарь, астрономически более точный. Но Русская Православная Церковь как пользовалась, так и пользуется юлианским. В результате Новый год мы празднуем раньше, чем Рождество Христово. Хотя в народе не забыт и юлианский календарь. Ведь старый Новый год (14 января) у нас отмечается довольно широко.
Во многих других странах новогодний праздник тоже был плавающим, или кочующим. К примеру, в Германии до середины ХVI века Новым годом считалось Рождество. Великобритания лишь в середине ХVIII века решила признать Новым годом 1 января. До того она его отмечала в конце марта. Также в конце первого месяца весны Новый год встречали в большинстве стран Старого Света. Во Франции до 1556 года отсчет новолетия начинали с Пасхи.
Римляне считали 1 января началом гражданского года и называли его днем благоприятного предзнаменования. Именно от римлян идет обычай писать новогодние поздравления и делать подарки. Поначалу они состояли из фруктов, но потом дары “богатели”, в манеру все больше входило делать значимые подношения правителям. Аппетит, как говорится, приходит во время еды. Власть имущим понравились новогодние подарки. Они стали их попросту требовать от подчиненных. Императору же на Новый год собирали праздничную дань со всего Рима.
Персы традиционно отмечают Новый год в день весеннего равноденствия, который приходится на разные числа - с 19 по 22 марта. Отсюда - опять же кочующий Новый год (Навруз). Как праздник весны этот день закрепился в национальных обычаях стран Среднего Востока и Закавказья.
А вот мусульмане к Новому году относятся почти безразлично. Для них главный праздник - день рождения пророка Мухаммеда, разговение после окончания мусульманского поста Рамадан. Для тех, кто исповедует Коран, начало Нового года не более важное событие, чем начало очередного месяца. Миграционные процессы, ассимиляция народов тем не менее приносят свои плоды. И там, где мусульмане живут вместе с христианами, они не отказываются от лишнего праздника, приходящегося на конец католического Рождества.
Новый год считается самым древним и самым любимым праздником на Земле. С ним всегда связывают надежды на успех, благополучие, счастье. Он служит точкой отсчета для самых радужных начинаний. И взрослые порой не хуже малолетних детей ждут его, полагая, что с его приходом можно совершить какой-то важный в жизни шаг, подкорректировать нескладную судьбу, начать все сызнова. Кто-то собирается бросить курить в новогоднюю ночь. Кто-то набирается решимости стать заядлым физкультурником и делать утреннюю зарядку. Кто-то клянется распрощаться с бездельем, засучить рукава и приступить к накоплению заветного капитала. С “чистого листа” решают начать жить патологические вруны, ленивые студенты, располневшие дамы, спившиеся завсегдатаи богемных тусовок, наркоманы. Все или почти все преисполнены желанием оставить в плохое и нравственно обновиться. У всех рождаются благие намерения и захватывающие планы. Вот только далеко не у всех этот душевный подъем происходит по мере приближения волшебной ночи с 31 декабря на 1 января. Ведь не везде Новый год начинается 1 января. И тут, если полистать источники, можно наткнуться на множество всяких загадок, странностей и причуд, связанных с переносом новогоднего праздника с осени на весну, с лета на зиму, с установлением плавающей календарной даты, со сменой самого календаря.
Не избежало такого рода метаморфоз и наше Отечество. Есть сведения, что в старозаветные времена Русь встречала Новый год осенью, приурочивая его к сбору урожая. Но имеются и другие данные, по которым русские праздновали Новый год весной, как и большинство других народов. Точно известно лишь то, что начиная с 1342 года Русская Православная Церковь постановила отмечать Новый год 1 сентября (то есть 14 сентября по новому стилю). При этом она ссылалась тогда на постановление Никейского собора 325 года, учредившего эту дату.
Петровские реформы начала ХVIII века, естественно, не обошли и новогодний праздник. В конце 7207 года по русскому летосчислению, которое велось от Сотворения мира, почитающий Европу Петр Алексеевич объявил, что наступающий Новый год будет 1700-м и начнется 1 января по юлианскому календарю. Позже, после Октябрьской революции, Россия, как известно, перешла на григорианский календарь, астрономически более точный. Но Русская Православная Церковь как пользовалась, так и пользуется юлианским. В результате Новый год мы празднуем раньше, чем Рождество Христово. Хотя в народе не забыт и юлианский календарь. Ведь старый Новый год (14 января) у нас отмечается довольно широко.
Во многих других странах новогодний праздник тоже был плавающим, или кочующим. К примеру, в Германии до середины ХVI века Новым годом считалось Рождество. Великобритания лишь в середине ХVIII века решила признать Новым годом 1 января. До того она его отмечала в конце марта. Также в конце первого месяца весны Новый год встречали в большинстве стран Старого Света. Во Франции до 1556 года отсчет новолетия начинали с Пасхи.
Римляне считали 1 января началом гражданского года и называли его днем благоприятного предзнаменования. Именно от римлян идет обычай писать новогодние поздравления и делать подарки. Поначалу они состояли из фруктов, но потом дары “богатели”, в манеру все больше входило делать значимые подношения правителям. Аппетит, как говорится, приходит во время еды. Власть имущим понравились новогодние подарки. Они стали их попросту требовать от подчиненных. Императору же на Новый год собирали праздничную дань со всего Рима.
Персы традиционно отмечают Новый год в день весеннего равноденствия, который приходится на разные числа - с 19 по 22 марта. Отсюда - опять же кочующий Новый год (Навруз). Как праздник весны этот день закрепился в национальных обычаях стран Среднего Востока и Закавказья.
А вот мусульмане к Новому году относятся почти безразлично. Для них главный праздник - день рождения пророка Мухаммеда, разговение после окончания мусульманского поста Рамадан. Для тех, кто исповедует Коран, начало Нового года не более важное событие, чем начало очередного месяца. Миграционные процессы, ассимиляция народов тем не менее приносят свои плоды. И там, где мусульмане живут вместе с христианами, они не отказываются от лишнего праздника, приходящегося на конец католического Рождества.
Объяснение: