Вокружающем нас мире мало неизменных вещей. изменяется климат, растительный и животный мир. изменяются очертания материков. меняются люди и внешне, и внутренне. человеческое общество также изменяется со временем, развивается. движение во времени называют . также называют науку, которая исследует это развитие. одна из основных ее проблем заключается в том, чтобы понять: движется сама или ее движут люди? и то, и другое утверждение как будто справедливы. с одной стороны, человек определяет для себя цели и действует для их достижения. если бы люди не строили, не торговали, не воевали, не открывали новые земли и законы природы, то все это не произошло бы само по себе. с другой стороны, один человек и даже организованная группа людей не могут направлять общественные события исключительно по своей воле. можно начать войну или реформу, но это не значит, что все пойдет так, как задумали инициаторы. общество идет своим путем, не зависящим от наших желаний. так чем же определяется ход событий? на этот счет учеными выдвинуто немало теорий. одни считают, что общества, как и жизнь каждого отдельного человека, развивается по предначертанному плану (божественному или логическому).
Занятия славян. «делают нивы свои и землю свою», — так летописец определил главное занятие славян. земледелие играло огромную роль в их жизни. не случайно слово «жито», обозначающее всякий хлеб на поле или в зерне, в славянском языке родственно словам «жить», «жизнь». землю пахали на лошадях или на волах деревянными орудиями с железными наконечниками. древний плуг у славян назывался «рало», «орать» означало пахать, а «оратай» — пахарь. славяне выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо. в хозяйстве держали коров, свиней, овец, коз, лошадей. количество скота указывало на богатство семьи или рода. животные использовались вместо денег при купле-продаже. слово «скот» означало деньги, казна называлась «скотница». почти все необходимое для жизни изготавливалось в условиях. в свободное от полевых работ время славяне пряли, ткали, шили, лепили игрушки, делали хозяйственную утварь. каждый мужчина в славянском поселении искусно владел топором, служившим и для рубки деревьев, и для строительства жилья, и для изготовления хозяйственных мелочей. например, топором били «баклуши» — делали заготовки для деревянных ложек. это была самая легкая работа, которую поручали старикам и детям. все постройки, в том числе и укрепления, были деревянными. их «» и «городили». древнее славянское слово «город» означало первоначально огороженное место, укрепленный пункт.