Дайте свою трактовку идеи картины б. кустодиева «большевик». сравните картины б. кусто- диева «большевик», «купец» и «портрет шаляпина». какой прием является типичным, характер- ным для стиля художника? какие художественные образы он создает с сходных выра- зительных средств?
Последние 15 лет своей жизни Б. Кустодиев был частично парализован и не выходил из дома. По свидетельству друзей художника, он наблюдал за революционными событиями только из окна. Возможно, этим и навеяно композиционное решение картины "Большевик", написанной им в 1920 году. Автор прибег к нетрадиционному для него приему аллегории, изобразив гигантскую фигуру человека нового времени, смело и решительно шагающего через дома и улицы Петрограда. Бесконечное красное знамя и многолюдный поток текут с самого неба, словно на землю спустился новый Бог. Именно так воспринимал Б. Кустодиев приход новой власти. Вокруг менялось все: мысли и цвета. Привычная ярмарочная игра красок, свойственная художнику, приглушена, рефлексирует красным. Только купола церкви, к которой стекается людской поток, пока еще напитаны синевой неба. Но и эта святыня оседает рядом с колоссальной, неумолимо шагающей фигурой.
Если провести параллель между полотнами Кустодиева "Купчиха" (1915), "Большевик" (1920), "Портрет Ф. Шаляпина" (1921), то в них заметно общее композиционное решение: панорамный взгляд сверху на местность и возвышающаяся фигура на переднем плане. Это дань одному из любимых художников и вдохновителей Кустодиева - П. Брейгелю Старшему. К тому же все эти полотна принадлежат разработанному Борисом Михайловичем жанру портрета-картины, где индивидуальность каждого персонажа подчеркивается сюжетом заднего плана. У купчихи - вольные и богатые просторы, у большевика - долгие улицы, заполненные потоком людей, у Шаляпина - масленичное веселье, балаганы.
Декоративная манера, яркость палитры, сходство композиции создают неповторимый стиль Кустодиева. Он воплощает в своих картинах портреты-типы, неразрывно связанные с той средой и временем, к которому они принадлежат.