1.придумай рассказ ,,на уроке грамоты в новгороде,, от имени ученика или учителя(по выбору) 2. от имени новгородца расскажи о своём городе; а)иноземному купцу, б) жителю другого города.
Когда мы расселись по лавкам, учитель дам нам задание: выписывать буквы азбуки по слогам. Мы достали свои кусочки бересты и стали выводить буквы. Сначала у меня не получалось: были какие-то процарапывания вместо линий. Тогда я заточил получше свою костяную палочку и дело пошло на лад. Целый час мы упражнялись в написании.Учитель сказал, чтобы в свободных местах мы сделали зарисовки Ледового побоища. Мы рисовали лошадей и воинов.Внизу каждый написал свое имя. Я подписал:Аникей.
«Зовут меня мальчиком Добрыней. Я расскажу вам, как я пошел в школу «грамоту проходить». У нас в Новгороде исстари водилось, что стукнуло тебе 6 лет – надо грамоте учиться: чтению, письму; пению и игре на гуслях — с 7 лет, а в боярских семьях — с 5 лет. Кто в училище идет, кто дома с грамотеем каким—либо учится. А девочки – никуда не ходят: учатся дома с братьями. Школа куда меня отдали учиться грамоте, была при монастыре. Принимали в школу только мальчиков. Школа называется училищем, а ученики — “дружиной”. Нас только начавших учиться посадили вместе с теми, кто уже учился, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Занятия начинаются с 1 декабря, но мальчики могли поступить учиться в любое время. Определенного срока обучения тоже нет. Как научусь читать, писать, считать – значит, школу закончу. Все зависит от меня. Как буду грамоту постигать. Учиться не трудно, но все строго! За неаккуратность и шалости секут розгами, ставят на несколько часов на горох, оставляют без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока не счесть! Вот и стараться буду быстрей «грамоту пройти». У нас один учитель ведет все предметы. У него есть староста. Это второй человек по школе. Он заменяет учителя, выслушивает уроки малышей, выдает и собирает книги, следит за их сохранностью. Старосту учитель выбирает сам из числа старших учеников, которые хорошо учатся и были благодушных душевных качеств. Староста сам оплеухи и розги, редко доносил на детей. Только в самом крайнем случае, если провинность тяжелая. Писать мы сначала будем на специальных восковых дощечках – церах, а уж потом дадут настоящую грамотку – берестяную. На грамотке ошибаться нельзя, поэтому нужно еще заслужить хорошей учебой право писать на бересте. Обучение письму начинается с нацарапывания на вощеной дощечке «писалом» элементов букв — палочек, перекладин, овалов и затем уже букв, слогов и целых слов. Как хорошо будешь на цере писать так и дадут грамотку. Чтению учились по псалтырю и часослову. Учиться считать начинали со счета на пальцах, затем учились писать числа. Для счета использовали абаки. На древнерусской абаке (прототипе позднейших счетов) мелкими предметами (вишневыми косточками) откладывались числа в уровнях, идущих параллельными рядами снизу вверх: на нижнем — единицы, среднем — десятки, затем — сотни и т. д. Вот так и буду учиться: сначала на восковой дощечке, потом на бересте, и уже смогу и читать и писать и считать, мой тятя (отец), думает, что я за три года смогу «грамоту пройти».
Нас только начавших учиться посадили вместе с теми, кто уже учился, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Занятия начинаются с 1 декабря, но мальчики могли поступить учиться в любое время. Определенного срока обучения тоже нет. Как научусь читать, писать, считать – значит, школу закончу. Все зависит от меня. Как буду грамоту постигать.
Учиться не трудно, но все строго! За неаккуратность и шалости секут розгами, ставят на несколько часов на горох, оставляют без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока не счесть! Вот и стараться буду быстрей «грамоту пройти». У нас один учитель ведет все предметы. У него есть староста. Это второй человек по школе. Он заменяет учителя, выслушивает уроки малышей, выдает и собирает книги, следит за их сохранностью. Старосту учитель выбирает сам из числа старших учеников, которые хорошо учатся и были благодушных душевных качеств. Староста сам оплеухи и розги, редко доносил на детей. Только в самом крайнем случае, если провинность тяжелая.
Писать мы сначала будем на специальных восковых дощечках – церах, а уж потом дадут настоящую грамотку – берестяную. На грамотке ошибаться нельзя, поэтому нужно еще заслужить хорошей учебой право писать на бересте. Обучение письму начинается с нацарапывания на вощеной дощечке «писалом» элементов букв — палочек, перекладин, овалов и затем уже букв, слогов и целых слов. Как хорошо будешь на цере писать так и дадут грамотку. Чтению учились по псалтырю и часослову. Учиться считать начинали со счета на пальцах, затем учились писать числа. Для счета использовали абаки. На древнерусской абаке (прототипе позднейших счетов) мелкими предметами (вишневыми косточками) откладывались числа в уровнях, идущих параллельными рядами снизу вверх: на нижнем — единицы, среднем — десятки, затем — сотни и т. д.
Вот так и буду учиться: сначала на восковой дощечке, потом на бересте, и уже смогу и читать и писать и считать, мой тятя (отец), думает, что я за три года смогу «грамоту пройти».