Международное гуманитарное право регламентирует также международно-правовую защиту гражданского населения и отдельных гражданских лиц. На недопустимость нападения воюющих сторон на мирное население указывалось еще в Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г., отметившей, что "единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля".
Однако становление данной нормы проходило непросто. В частности, в Положении о законах и обычаях войны IV Гаагской конвенции 1907 г. гражданское население упоминалось исключительно под углом зрения статуса военной оккупации. Командование вражеской армии на оккупированной территории рассматривалось как временная администрация, основная обязанность которой заключалась в принятии всех мер, которые от нее зависели, для восстановления и обеспечения по возможности публичного порядка и общественной жизни, с должным уважением к законам, действующим в стране, за исключением случаев абсолютной невозможности их соблюдения.
Значение IV Женевской конвенции 1949 г. состоит в том, что она впервые предусмотрела меры общего характера для обеспечения защиты гражданского населения. По этому поводу Международный суд ООН в консультативном заключении "О юридических последствиях строительства стены па оккупированной палестинской территории" отметил, что авторы Гаагского Положения 1907 г. были больше заинтересованы в защите прав государства, территория которого была оккупирована, чем в защите жителей указанной территории, в то время как авторы четвертой Женевской конвенции стремились установить гарантии для гражданских лиц во время войны, независимо от статуса оккупированной территории.
Вроде это
Объяснение:
Международное гуманитарное право регламентирует также международно-правовую защиту гражданского населения и отдельных гражданских лиц. На недопустимость нападения воюющих сторон на мирное население указывалось еще в Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г., отметившей, что "единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля".
Однако становление данной нормы проходило непросто. В частности, в Положении о законах и обычаях войны IV Гаагской конвенции 1907 г. гражданское население упоминалось исключительно под углом зрения статуса военной оккупации. Командование вражеской армии на оккупированной территории рассматривалось как временная администрация, основная обязанность которой заключалась в принятии всех мер, которые от нее зависели, для восстановления и обеспечения по возможности публичного порядка и общественной жизни, с должным уважением к законам, действующим в стране, за исключением случаев абсолютной невозможности их соблюдения.
Значение IV Женевской конвенции 1949 г. состоит в том, что она впервые предусмотрела меры общего характера для обеспечения защиты гражданского населения. По этому поводу Международный суд ООН в консультативном заключении "О юридических последствиях строительства стены па оккупированной палестинской территории" отметил, что авторы Гаагского Положения 1907 г. были больше заинтересованы в защите прав государства, территория которого была оккупирована, чем в защите жителей указанной территории, в то время как авторы четвертой Женевской конвенции стремились установить гарантии для гражданских лиц во время войны, независимо от статуса оккупированной территории.