Часть А Выберите один правильный ответов.
А1. Что такое землетрясение.
а) область возникновения подземного удара.
б) проекция центра очага землетрясения на земную поверхность.
в) подземные удары и колебания поверхности Земли.
А2. При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты?
а) при низовом; б) при верховом; в) при торфяном.
А3. Сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 100м/с, называется: а) ураган; б) смерч; в) буря
А 4. Каковы причины образования оползней
а) вулканическая деятельность б) осадки в виде дождя и снега.
в) вода по трещинам и порам вглубь рыхлых пород
А 5. Основными поражающими факторами оползней, селей и обвалов являются
а) волновые колебания скальных пород б) удары движущихся масс горных пород
в) заваливание или заливание движущимися массами горных пород определенного А 6. К биологическим природным явлениям НЕ относятся:
а) лесные и торфяные пожары; б) эпидемии; в) цунами; г) эпифитотии.
А 7. Силу землетрясения по его внешним проявлениям измеряют.
а) по шкале Рихтера; б) по шкале Меркалли; в) по шкале Бофорта.
А 8. При внезапном наводнении до прибытия следует:
а) оставаться на месте и ждать указаний по телевизору(радио), при этом вывесить белое полотно, чтобы вас обнаружили;
б) быстро занять возвышенное место и оставаться там до схода воды при этом подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить;
в) спуститься на нижний этаж здания и подавать сигналы;
А 9. Что такое эпизоотия?
А) Массовое рас инфекционных заболеваний среди растений
Б) Массовое рас инфекционных заболеваний среди животных
В) Массовое рас инфекционных заболеваний среди людей
А 10. Как должен велосипедист пересекать пешеходный переход?
А) быстро, объезжая пешеходов
Б) сойти с велосипеда и пройти пешком, ведя велосипед рядом
В) велосипедисту запрещается пересекать пешеходный переход
Часть Б
Б 1. Приведите по 2 примера к каждой группе ЧС:
Б 2. Какое опасное природное явление описал адмирал Родней?
В октябре 1780 г. на островах Вест-Индии стихийное бедствие смело с лица земли город Саван-на-ла-Мар и полностью опустошило остров Сан-Люсия. Адмирал Родней, командующий стоявшим возле островов английским флотом, писал жене: «Крепчайшие здания и целые кварталы домов, большинство которых было из камня и отличалось солидностью, уступали ярости ветра и были уничтожены, многие тяжелые пушки перенесены более чем на сто футов. Если бы я сам не видел это, ничто не заставило бы меня в это поверить».
Б 3. Заполните пропуски.
Вулканы подразделяются на , дремлющие и .
Б 4. Поражающие факторы какого явления перечислены?
Удар волны, затопление местности, разрушение зданий.
Б 5. Установите соответствие, соединив в два предложения следующие фразы:
А) Цунами обрушилось на город это… Б) Во время плавания в реке ногу свело судорогой это...
1) …опасная ситуация 2) … стихийное бедствие
Б 6. Выберите из списка меры по предотвращению обвалов
А) опоясывающие стальные обручи и сетки Б) залив трещин пород бетоном
В) отвод поверхностных и атмосферных вод Г) посадка деревьев и кустарников
Д) обрушение горных пород взрывами
Е) покрытие из железобетонных плит для закрепления берегов рек и морских обрывов.
Б 7. Назовите причины наводнения.
А) таяние………; Б) нагон воды……; В) интенсивные………; Г) загромождение ………. реки.
Часть С Ситуативные задачи.
С 1. Во время пожароопасного сезона Вы собираетесь в лес. Вспомните, какие действия в это время запрещены.
С 2. Как вы будете действовать, находясь в квартире при возникновении урагана?
С 3. Ты после школы идешь домой, и вдруг слышишь очень громкий звук сирены, похожий на предупреждение о воздушной тревоге. Как ты думаешь, как называется этот сигнал, что он означает и что тебе необходимо делать?
Общие правила поведения участников
дорожного движения:
• Участники дорожного движения (водитель, пешеход и
пассажир) обязаны:
—знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и раз-
метки, а также выполнять распоряжения регулировщиков;
—помнить, что в нашей стране установлено правостороннее движение транспортных средств.
• Участникам дорожного движения запрещается:
—повреждать или загрязнять покрытие дорог;
—снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические
средства организации движения;
—оставлять на дороге предметы, создающие помехи для
движения.
«Гражданин – это лицо, наделенное политическими,
гражданскими, иными правами и обязанностями, и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями». Это термин, взят мной из учебника. Что же на самом деле скрывается за словом «гражданин»?.
Оно говорит о многом. Прежде всего о том, что мы живем в демократическом обществе, а не при диктатуре, где с человеком могли сделать все, что угодно, без суда и следствия, и самое страшное - лишить жизни. Ведь главное правило в правовом государстве – выполнение законов. Не зря слова «правило», «право», «правовой» имеют один и тот же корень с одинаковым значением – править.
Но чтобы выполнять законы, нужно их знать. А с этим дела обстоят в нашем обществе пока не лучшим образом. Современный гражданин не приучен изучать законы. Это осталось еще с советских времен, когда все зависело «от постоянной самовластной воли другого человека». А ведь знание законов – это часть культуры человека. Современный гражданин должен обладать глубокими правовыми знаниями, уважать право, быть законопослушным.
Правовая культура появляется не сразу. Много зависит от семьи, где ребенок проводит свои первые годы, где закладываются важнейшие элементы нравственной культуры: совесть, честь, достоинство, доброта, милосердие. Человек развивается и уже в школе, других учебных заведениях получает правовые знания. Без них человек бес тяжело ему будет разобраться в правовых хитросплетениях. Значит, современный российский гражданин должен обладать знаниями законов, основанных на положительном к ним отношении. Человек возмущается беспорядком, злом, бюрократией, хамством, он не безразличен к разного рода правонарушениям, и, в конце концов, у него формируется чувство законности. Но гражданин не просто возмущается, он действует, используя благотворную силу законов.
А как он может действовать? Во-первых, используя данное ему право участвовать в выборах и быть избранным на любой пост, любую должность, которые и ему в борьбе с несправедливостью; во-вторых, участие в различных общественных организациях; в-третьих, простое неравнодушие, которое не позволит пройти мимо несправедливости.
Для этого у гражданина должно быть развито чувство экономического достоинства. Он должен чувствовать заботу государства о себе, иметь средства в любой момент приобрести какую-либо вещь или куда-то поехать, не используя различные незаконные уловки. Ведь тогда ни о каком уважении к закону не может идти и речи.
Итак, самостоятельный, независимый, культурный, защищенный законом и государством, обладающий всеми правами и свободами, чувством экономического достоинства - это современный гражданин России.
Но слово «гражданин», по моему мнению, неразрывно связано с патриотизмом, любовью к отчизне. «Либо это твой дом, либо за кордон». Эта категоричная строка взята из песни, главная мысль в которой – лишь патриоты живут в России. Гражданин должен защищать честь своего государства. Патриоты – граждане России - были, и есть, и будут во все времена, и долгие века не создали различий между гражданами Древней Руси, погибшими от татарских стрел, и гражданами Советского Союза, участвовавшими в защите родины от фашистской Германии. В памяти народной простой русский человек Кузьма Минин остается гражданином. За что ему такая честь? За патриотизм, который обеспечил Отечества, за то, что встал на защиту родины и выполнил одну из основных обязанностей именно гражданина. Но он реализовал и свое право – право стать отечества, право принимать участие в решении главных вопросов страны.
Но чтобы быть настоящим гражданином современной России, не требуется героических поступков. Нужно просто искренне любить свою родину и стремиться развивать в себе все качества, приносящие пользу стране.
Патриотизм должен прививаться с детства действиями, поступками семьи и школы. Кому, как не самым близким, поверят малыши? В школах патриотическое воспитание почти отсутствует. Но я уверена, что когда-нибудь все изменится. Надеюсь, что в ближайшем будущем, подойдя к первокласснику, услышишь от него три слова, пусть даже они ему не слишком понятны: «Я гражданин России!»