Задание № 1«Работа с текстом»
Прочитайте текст и выполните задание к нему.
Человек и социальная среда
Человек может стать человеком только путём воспитания. Он — то, что делает из него воспитание. Следует заметить, что человек может быть воспитан только человеком — людьми, точно так же получившими воспитание... В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы...
В человечестве заключено много задатков, и наша задача — развивать природные и раскрывать свойства человека из самых зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения... Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. Каждое поколение, обладая знаниями предыдущего, может путём воспитания развивать все природные человека.
Так приблизительно мог бы воззвать Творец к человеку: «Я наделил тебя склонностью к добру. Твоё дело развить её. И, таким образом, твоё собственное счастье и несчастье зависит от тебя самого».
Человек должен развивать свои к добру. Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и, в случае склонности к злу, развивать в себе нравственные качества — вот в чём обязанности человека... Доброе воспитание как раз есть то, из чего возникает всё добро на свете.
И. Кант «О педагогике»
1. Составьте план текста. Для этого выделите последовательно основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
2. Как понимает автор задачи воспитания? Укажите две задачи.
3. Почему автор называет воспитание искусством? Укажите два аргумента.
4. Как понимает И. Кант главную задачу самовоспитания? Приведите два объяснения с опорой на текст.
Задание № 2 «Работа с текстом»
Прочитайте текст и выполните задание к нему.
Все граждане России имеют права и обязанности. О них говорится в Конституции РФ.
Какие права у вас есть? Важнейшие из них- право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и достоинства, доброго имени, на свободный труд и образование, на отдых, на личное имущество и многое другое. Но пользоваться правами, не имея никаких обязанностей невозможно!
Одна из важнейших обязанностей граждан нашей страны - знать и соблюдать законы государства.
Гражданину не может быть безразличной жизнь страны. С 18 лет мы имеем право участвовать в управлении делами государства. Граждане России выбирают главу государства и представителей органов государственной власти. Право быть избранным на государственный пост имеет гражданин нашей страны.
Стать народным избранником не только почетно, но и очень ответственно.
1. Какова основная мысль текста?
2. Заполните таблицу, опираясь на текст и знания по обществознанию, указав не менее четырех примеров прав человека и гражданина (таблицу перенесите в тетрадь)
права обязанности
гражданские политические экономические социальные духовные
Задание № 3 «Работа с иллюстрациями»
Рассмотрите иллюстрации и выполните задания к ним. ответ оформите в тетрадь.
1) Какое понятие объединяет представленные ниже рисунки?
2) Дайте определение данному понятию.
А.
Б.
В.
А чем богаче культура, тем больше это влияет на нравственное обогощение человека. И наоборот. Нравственность народа создает и обогощает его культуру. Но все это только в условиях благосостояния ( в условиях войны,к примеру, людям мало приходится думать о культурном развитии и нравственных моментах)
1.
- культура как понятие с множеством смыслов
- специфика культуры
- духовная и материальная культура
2.
Из текста: «культура есть нечто, созданное человеком; она предполагает использование, улучшение, усовершенствование, сознательное выделение того, что человек находит готовым, данным, стихийно возникшим в окружающей его природе, в общественных отношениях, в самом себе.» - автор говорит о том, что уже существующее человек усовершенствует.
3.
- «культура есть нечто, созданное человеком»
- «Культура в современном понимании есть совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, духовных процессов и состояний человека, видов и результатов его деятельности.»
4.
Из текста: «Правильнее считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки, знания, которые являются продуктом материального производства или обслуживают повседневную жизнь общества. К духовной культуре следует отнести продукты духовного производства, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусства.»
5.
Смотря в каком смысле Франк подразумевает культуру. Если в широком, то железные дороги, телефоны и телеграфы являются элементами индустриальной культуры. Если в узком смысле, то это, конечно, средства передвижения и общения, но так или иначе, относящиеся к материальной культуре. Поэтому я не согласна с ним.