Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал: «Трусливый друг страшнее
врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься».
1. Как вы понимаете смысл словосочетания «дружеские отношения»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. У вас есть друг? Что, на ваш взгляд, сплачивает друзей и что может
помешать дружбе?
Мораль — это то, как люди договорились вести себя и относиться к разным вещам. Например, мораль говорит нам о том, что такое добро и зло, как поступать хорошо, а как плохо.
Мораль может быть разной. Она меняется со временем: например, 500 лет назад моральным считалось сожжение людей на кострах, сегодня такое считается аморальным (неморальным). Мораль может быть разной и в разных странах: например, во многих мусульманских странах аморально, если женщина ходит в обычной, привычной для нас одежде, там есть специальные правила.
Мораль может быть разной даже для людей, живущих в одном доме: один считает, что есть животных — это морально, а другой — что аморально. Такую личную мораль еще называют нравственностью.
Мораль может находить отражение в законе: например, воровать аморально, поэтому по закону за воровство наказывают. Но это совсем не обязательно: некоторые моральные правила не прописаны в законе, люди следуют им просто потому, что считают это правильным.
На самом деле, очень часто нет единого мнения о том, что морально, а что нет. Люди могут спорить из-за своих взглядов, не соглашаться друг с другом, и это нормально.
В каком-то возрасте человек сам выбирает для себя, какой морали придерживаться и каким правилам следовать. Главное здесь — не делать плохо себе и другим и относиться с уважением ко всему живому.
надеюсь
Востоке, например, многие годы длятся вооруженные столкновения между
арабами и израильтянами. Нередко возникают национальные конфликты в других
странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в
США, Бельгии, Канаде, Испании. Обострение национальных отношений произошло
в Югославии, где до сих пор идёт вооружённая борьба между народами
различных национальностей. Напряжённость в межнациональных отношениях в
России – одна из характерных черт кризисно катастрофического состояния
общества. Она вызывает наибольшее беспокойство не только в нашей стране, но
и у мирового сообщества.
Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа.
Преступные действия фашистов по уничтожению целых народов, в том числе
славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.) , евреев, поломали
судьбу миллионов семей, принесли несчастье множеству людей и показали, что
человек не может быть безразличным к бедам своего народа. Людям присуще
чувство национальной гордости. Но понимают они национальную гордость по-
разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились
творениями мастеров, выдающимися достижениями русской культуры,
подвижничеством борцов против эксплуатации и угнетения. Национальная
гордость русских людей включает уважение к национальным интересам других
народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на
национальную гордость.
Этой позиции противостоит другая: «Всё своё – хорошо, всё чужое –
плохо» . Люди, разделяющие такую позицию, готовы оправдывать хорошее и
плохое, что было в истории своего народа, и чернить историю другого народа.
Такая ограниченность ведет к национальной розни, к бедам не только для
других народов, но и для своего собственного.
В историческом у разных народов были славные страницы. Они
связаны с достижениями материальной и духовной культуры, которые вызывали и
ныне вызывают восхищение многих наций. Но есть в истории и мрачные
страницы, которые воспринимаются с болью и которые нельзя скрывать.
Неудобные факты исторического следует не скрывать, а оценивать
так, как они того заслуживают.
Исторический путь каждого народа – это возникновение и утверждение
национальных традиций и обычаев, отношение к которым неоднозначно. У многих
народов есть добрая традиция гостеприимства, славная традиция другим
народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1988г. в
Армении народы нашей страны и других стран мира оказывали бескорыстную
армянскому народу – сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду,
разобрать завалы и восстанавливать города и сёла.
Но бывают и отжившие, недобрые традиции. Например, кровавая месть.
Молодое поколение не может слепо воспринимать национальные традиции и
обычаи. Оно в состоянии самостоятельно определить, что в историческом опыте
достойно восхищения, а что – осуждения.
Германские фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на
возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы нашей
страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на
фронте друг другу в тылу. Среди Героев Советского Союза русские и
украинцы, белорусы и татары, евреи и казахи, грузины и армяне, узбеки и
мордва, чуваши и азербайджанцы, башкиры и осетины, марийцы и туркмены,
таджики и латыши, киргизы и литовцы и представители других народов СССР.
Опыт истории цивилизации показывает, что национальные конфликты можно
не допустить или смягчить, осуществляя принципы территориальной,
национально-территориальной автономии и соблюдая права человека. Эти
положения нашли отражение в Декларации прав свобод человека и гражданина