Единственно возможным осмыслить сложный жизненный путь Российской цивилизации состоит в расчленении этой большой цивилизации на несколько последовательных циклов. Каждый из них составляет особую отдельную цивилизацию. Но в то же время очевидна тесная связь между ними.
Существенно то, что культурный субстрат всех этих цивилизаций-циклов в основном совпадает. Даже территориально. События в жизни одного цикла сказываются в жизни другого последующего цикла. Как всегда при наличии последовательных циклов одной большой цивилизации, границы между ними во времени четко не разделены. Еще продолжаются события, относящиеся к жизни одного цикла, а уже происходят во все большем количестве события, по существу относящиеся к последующему циклу. Разделить их можно лишь при общем взгляде, при некотором отстранении от деталей.
В высшей степени естественно, что метрополия нового цикла смещается (и в территориальном смысле, и что важнее, в отношении людей, образующих тело общества) и не совпадает с метрополией цивилизации предшествующего цикла. Некоторые элементы жизни предшествующего цикла преобразуются в элементы жизни следующего за ним.
Происходит наложение основных периодов жизненного пути. С одной стороны достаточное количество явлений дозволяет рассматривать их как относящихся к позднему периоду одного цикла цивилизации, с другой, целесообразно расценивать их как процессы, принадлежащие уже другому, более молодому, наследующему циклу.
Трудность разделения может вызвать сомнение в целесообразности принятого подхода, заключающегося в расчленении как бы единого жизненного пути на отдельные циклы, обладающие каждый своим особым жизненным путем. Но эти трудности все же преодолимы. Например, внимательный анализ событий жизни Российской цивилизации позволяет довольно отчетливо разделить цивилизацию на несколько последовательных циклов, представляющих каждый самостоятельную цивилизацию, хотя и связанных между собою весьма тесно.
Единственно возможным осмыслить сложный жизненный путь Российской цивилизации состоит в расчленении этой большой цивилизации на несколько последовательных циклов. Каждый из них составляет особую отдельную цивилизацию. Но в то же время очевидна тесная связь между ними.
Существенно то, что культурный субстрат всех этих цивилизаций-циклов в основном совпадает. Даже территориально. События в жизни одного цикла сказываются в жизни другого последующего цикла. Как всегда при наличии последовательных циклов одной большой цивилизации, границы между ними во времени четко не разделены. Еще продолжаются события, относящиеся к жизни одного цикла, а уже происходят во все большем количестве события, по существу относящиеся к последующему циклу. Разделить их можно лишь при общем взгляде, при некотором отстранении от деталей.
В высшей степени естественно, что метрополия нового цикла смещается (и в территориальном смысле, и что важнее, в отношении людей, образующих тело общества) и не совпадает с метрополией цивилизации предшествующего цикла. Некоторые элементы жизни предшествующего цикла преобразуются в элементы жизни следующего за ним.
Происходит наложение основных периодов жизненного пути. С одной стороны достаточное количество явлений дозволяет рассматривать их как относящихся к позднему периоду одного цикла цивилизации, с другой, целесообразно расценивать их как процессы, принадлежащие уже другому, более молодому, наследующему циклу.
Трудность разделения может вызвать сомнение в целесообразности принятого подхода, заключающегося в расчленении как бы единого жизненного пути на отдельные циклы, обладающие каждый своим особым жизненным путем. Но эти трудности все же преодолимы. Например, внимательный анализ событий жизни Российской цивилизации позволяет довольно отчетливо разделить цивилизацию на несколько последовательных циклов, представляющих каждый самостоятельную цивилизацию, хотя и связанных между собою весьма тесно.