Вариант – I Задание 1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) парламент
2) правительство
3) министерство
4) орган власти
5) мировой суд
Задание 2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют формы государства.
1) федерация
2) президентская республика
3) иммунитет
4) унитарное государство
5) политический режим
6) территория
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Задание 3. Выберите два верных суждения о пропорциональной избирательной системе:
1) в представительные органы власти проходят только те кандидаты, которые включены в партийные списки
2) победителем на выборах становится один кандидат, набравший большинство голосов
3) для предотвращения чрезмерной фрагментации представительного органа может использоваться заградительный барьер от 3 до 7%
Задание 4. Выбор правильного ответа:
Любое государство характеризуется:
1) разделением властей
2) наличием армии
3) осуществлением тотального контроля над личностью
4) многопартийностью
Задание 5. Выбор правильного ответа:
Политикой древние греки называли:
1) искусство ведения домашнего хозяйства
2) ораторское искусство
3) искусство управления государством
4) политический талант
Задание 6. Умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных типах политической партий, и одно предложение, раскрывающее одну из функций партии в жизни общества.
Задание 7. Умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук.
Приведите по два примера, раскрывающих воздействие государства на личность и личности на государство в политической сфере в демократическом обществе.
Задание 8. Анализ представленной информации, объяснение связи социальных объектов, процессов, формулирование и аргументацию самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов.
Государство Z до принятия новой конституции было президентской республикой, а после её принятия стало парламентской республикой, однако пост президента был сохранён.
Кто будет возглавлять исполнительную власть в Z?
Какие полномочия сохранятся у президента Z? (Укажите любое полномочие)
Перед кем ответственно правительство?
Задание 8. Анализ представленной информации, объяснение связи социальных объектов, процессов, формулирование и аргументацию самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов.
Во многих странах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества?
Приведите три обоснования своего мнения.
Задание 9. Составление сложного плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.
Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические режимы».
Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Задание 10. Дайте краткую характеристику внутренним и внешним функциям государства.
Боуви Кристиан Нестел
(1820–1904)
Американский писатель-сатирик.
Активные натуры редко бывают меланхолическими. Активность и уныние трудносовместимы.
Бедствие подобно кузнечному молоту: сокрушая, кует.
В жизни поневоле приходится считаться с дураками так же, как на поле битвы с неприятелем, имеющим на своей стороне численное превосходство.
В политике добродетель вознаграждается тем, что ее обладатель поднимается, подобно мишени, в положение, удобное для обстрела.
Выдающиеся люди живут одиноко. Их превосходство изолирует их: оно одновременно является и причиной и следствием их одиночества.