Формирование и развитие протонауки охватывает длительный период, включающий в себя эпохи античности, Средневековья и Возрождения (условно с 6 в. до н.э. до 16 в. н.э.).
Переход от пранауки к протонауке происходил в Древней Греции в 7-6 вв. до н.э. Данный процесс был связан с рядом особенностей древнегреческого общества, которые принципиально отличали его от обществ древних цивилизаций:
- установление демократической политической системы в ряде городов-государств (полисов);
- развитие товарно-денежных отношений, гражданской и частной собственности на землю и средства производства;
- отсутствие жесткой социальной иерархии, замкнутых социальных групп;
- преобладание правовых отношений перед личностными.
Таким образом, требования социально-экономического и социально-политического развития становлению рационально-логического мышления, а отсутствие социальных групп, монополизировавших достижения познавательного опыта, обусловливали широкое распространение знаний.
Так, в условиях политической демократии верховная власть в государствах принадлежала гражданам в форме народных собраний. На этих собраниях утверждались законы, принимались важнейшие решения в сфере государственной политики, избирались все должностные лица. Для реализации своих требований в сфере государственно-правовой практики различные политические группировки должны были добиться поддержки граждан, а для этого им нужно было в полемике обосновать правильность свих позиций. В Древней Греции достигло высокого уровня искусство рационально-логической аргументации.
Примерно в 7-6 вв. до н.э. в Древней Греции формируется философское мировоззрение, которое базируется на рационально-критическом мышлении. Философские рассуждения характеризуются внутренней связностью и логической системностью. В рамках философии теоретическое знание отрывается от решения непосредственных практических задач.
В античной культуре философия включала в себя всю совокупность рациональных знаний о мире. Таким образом, древнегреческие мыслители, занимаясь философией, разрабатывают элементы знания в области математики, физики, логики, биологии, социально-гуманитарной сферы и др. Тем самым элементы научного знания формировались внутри философского осмысления мира. Благодаря оформлению отдельных философских школ (пифагорейская школа, академия Платона, ликей Аристотеля) формируются протитипы будущей институционализации науки.
В античной культуре формируется новый тип познавательной деятельности с характерными для него чертами:
- объектом познания являются не реальные, а сконструированные в сознании идеальные объекты;
- главным средством получения нового знания является не эмпирический опыт, а система логических процедур обоснования знаний (доказательство, объяснение, интерпретация и др.).
Наиболее полно данный тип познавательной деятельности обнаружил себя в философии. Именно в философии были впервые продемонстрированы образцы подлинно теоретических построений и обоснованы принципы идеализированного описания реальных вещей и их отношений.
Эти принципы оказали серьёзное влияние на становление античной математики. Математическое знание в античности приобретает строгую рационально-теоретическую форму (исторически первый образец научной теории – геометрия Евклида). В определенной мере принципы и нормы рационально-теоретического мышления повлияли на медицину Гиппократа, историю Геродота, астрономию Птолемея.
Однако античная наука рассматривалась как чисто умозрительное знание, основанное на отвлеченном абстрактном теоретизировании. В античной культуре отсутствовало опытно-экспериментальное изучение природы. Не ставилась преобразования природы.
Формирование и развитие протонауки охватывает длительный период, включающий в себя эпохи античности, Средневековья и Возрождения (условно с 6 в. до н.э. до 16 в. н.э.).
Переход от пранауки к протонауке происходил в Древней Греции в 7-6 вв. до н.э. Данный процесс был связан с рядом особенностей древнегреческого общества, которые принципиально отличали его от обществ древних цивилизаций:
- установление демократической политической системы в ряде городов-государств (полисов);
- развитие товарно-денежных отношений, гражданской и частной собственности на землю и средства производства;
- отсутствие жесткой социальной иерархии, замкнутых социальных групп;
- преобладание правовых отношений перед личностными.
Таким образом, требования социально-экономического и социально-политического развития становлению рационально-логического мышления, а отсутствие социальных групп, монополизировавших достижения познавательного опыта, обусловливали широкое распространение знаний.
Так, в условиях политической демократии верховная власть в государствах принадлежала гражданам в форме народных собраний. На этих собраниях утверждались законы, принимались важнейшие решения в сфере государственной политики, избирались все должностные лица. Для реализации своих требований в сфере государственно-правовой практики различные политические группировки должны были добиться поддержки граждан, а для этого им нужно было в полемике обосновать правильность свих позиций. В Древней Греции достигло высокого уровня искусство рационально-логической аргументации.
Примерно в 7-6 вв. до н.э. в Древней Греции формируется философское мировоззрение, которое базируется на рационально-критическом мышлении. Философские рассуждения характеризуются внутренней связностью и логической системностью. В рамках философии теоретическое знание отрывается от решения непосредственных практических задач.
В античной культуре философия включала в себя всю совокупность рациональных знаний о мире. Таким образом, древнегреческие мыслители, занимаясь философией, разрабатывают элементы знания в области математики, физики, логики, биологии, социально-гуманитарной сферы и др. Тем самым элементы научного знания формировались внутри философского осмысления мира. Благодаря оформлению отдельных философских школ (пифагорейская школа, академия Платона, ликей Аристотеля) формируются протитипы будущей институционализации науки.
В античной культуре формируется новый тип познавательной деятельности с характерными для него чертами:
- объектом познания являются не реальные, а сконструированные в сознании идеальные объекты;
- главным средством получения нового знания является не эмпирический опыт, а система логических процедур обоснования знаний (доказательство, объяснение, интерпретация и др.).
Наиболее полно данный тип познавательной деятельности обнаружил себя в философии. Именно в философии были впервые продемонстрированы образцы подлинно теоретических построений и обоснованы принципы идеализированного описания реальных вещей и их отношений.
Эти принципы оказали серьёзное влияние на становление античной математики. Математическое знание в античности приобретает строгую рационально-теоретическую форму (исторически первый образец научной теории – геометрия Евклида). В определенной мере принципы и нормы рационально-теоретического мышления повлияли на медицину Гиппократа, историю Геродота, астрономию Птолемея.
Однако античная наука рассматривалась как чисто умозрительное знание, основанное на отвлеченном абстрактном теоретизировании. В античной культуре отсутствовало опытно-экспериментальное изучение природы. Не ставилась преобразования природы.
протонаука была в античности
Объяснение: