Учащийся техникума рожанец, 15 лет, с одобрения родителей начал собирать деньги на покупку видеомагнитофона. через два года он имел 3000 рублей, из которых 800 рублей были отложены за это время с его стипендии, 1000 рублей ему подарила бабушка, а остальные 1200 он заработал сам во время летних каникул. не спросив разрешения родителей, рожанец купил у своего товарища по техникуму, 16-летнего приказчикова, видеомагнитофон, уплатив за него 2500 рублей. родители рожанца, считая, что сын совершил неудачную покупку, потребовали расторжения договора. мать приказчикова в свою очередь потребовала, чтобы видеомагнитофон был возвращен ее сыну, поскольку эту вещь он получил в качестве подарка от своего дяди. она, как мать решительно против этой сделки, совершенной ее сыном без спроса. между тем и рожанец, и приказчиков заявили, что не хотят расторгать договор. мать приказчикова обратилась в суд с иском, требуя признать недействительным договор, заключенный между ее сыном и рожанцом. мог ли рожанец приобрести магнитофон? а мог ли приказчиков его продать? как суд должен разрешить данное дело? а что было бы в случае одобрения родителями приказчикова продажи видеомагнитофона?
Сделка, состоявшаяся между двумя несовершеннолетними Рожанцом и Приказчиковым является законной и действительной так, как по действующему Гражданскому кодексу РФ и согласно его статье 27, они имели на это права.
Оба участника сделки достигли четырнадцать летнего возраста и распоряжались сугубо своим имуществом.
Рожанец мог приобрести видеомагнитофон потому, что имел на это лично заработанные и полученные с личной стипендии средства, а также средства подаренные лично ему. В законе сказано, что такого рода средствами молодые люди вправе распоряжаться на свое усмотрение.
Что касается Приказчикова, то здесь дела обстоят так же. Молодой человек распорядился собственным имуществом на свое усмотрение, что не противоречит букве закона. Однако, в статье 27ГК имеется пункт, дающий право родителям подростков, не достигших возраста восемнадцати лет, влиять на ход заключаемых последними сделок.
Законные представители несовершеннолетних могут оспаривать, а также соглашаться или противостоять таким сделкам на законных основаниях, в том числе и по средствам суда. Следовательно суд должен удовлетворить иск матери Приказчикова и признать не действительной сделку молодых людей. В случае же если бы родители владельца видеомагнитофона, были бы не против его продажи, сделка бы состоялась.