Трудно назвать другое понятие, которое имело бы столько же смысловых оттенков, сколько имеет слово «культура»… обобщая случаи обыденного и научного словоупотребления, можно сказать, что в самом широком и первоначальном смысле культура есть нечто, созданное человеком; она предполагает использование, улучшение, усовершенствование, сознательное выделение того, что человек находит готовым, данным, стихийно возникшим в окружающей его природе, в общественных отношениях, в самом себе. культура в современном понимании есть совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, духовных процессов и состояний человека, видов и результатов его деятельности. специфика культуры, как явления, состоит в присущей ей вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий, произведений и т.д. результаты труда и мысли многих поколений людей. культура выражает, прежде всего тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью. в соответствии с разделением деятельности на материальную и духовную принято различать материальную и духовную культуру. провести между ними грань по принципу: «из чего сделан» предмет, по-видимому, невозможно. иначе пришлось бы отнести искусство, существующее всегда в какой-то телесно-вещной форме, к материальной культуре, а скажем, знания о выплавке металлов — к культуре духовной. правильнее считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки, знания, которые являются продуктом материального производства или обслуживают повседневную жизнь общества. к духовной культуре следует отнести продукты духовного производства, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусства. если материальная культура воплощает степень практического овладения человеком силами и веществами природы, то духовная культура – это внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека. (э. в. соколов.) 1. составьте план текста. для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 2. какими словами автор характеризует преемственность культуры? подтвердите наблюдения автора собственным примером. 3. найдите в тексте и выпишите любые два определения культуры. 4. на уроке возник спор о том, к духовной или материальной культуре относить известную картину. учитель, к которому обратились за советом, сказал, что такая постановка вопроса неверна. найдите в тексте объяснение позиции учителя. какой фрагмент текста мог бы разрешить спор учащихся? 5. философ с. франк считал, что "железные дороги, телеграфы и телефоны, вообще вся техника сама по себе не есть культура". согласны ли вы с этим
1.
- культура как понятие с множеством смыслов
- специфика культуры
- духовная и материальная культура
2.
Из текста: «культура есть нечто, созданное человеком; она предполагает использование, улучшение, усовершенствование, сознательное выделение того, что человек находит готовым, данным, стихийно возникшим в окружающей его природе, в общественных отношениях, в самом себе.» - автор говорит о том, что уже существующее человек усовершенствует.
3.
- «культура есть нечто, созданное человеком»
- «Культура в современном понимании есть совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, духовных процессов и состояний человека, видов и результатов его деятельности.»
4.
Из текста: «Правильнее считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки, знания, которые являются продуктом материального производства или обслуживают повседневную жизнь общества. К духовной культуре следует отнести продукты духовного производства, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусства.»
5.
Смотря в каком смысле Франк подразумевает культуру. Если в широком, то железные дороги, телефоны и телеграфы являются элементами индустриальной культуры. Если в узком смысле, то это, конечно, средства передвижения и общения, но так или иначе, относящиеся к материальной культуре. Поэтому я не согласна с ним.