То, что королевская власть есть непосредственное следствие завоеваний и переселений, создавших государство,- это несомненный исторический факт. Раньше пост вождя военной дружины был выборным (конечно, не в современном значении слова), а не наследственным. Вождем становился человек, которого непосредственно признавали своим главою люди, верившие в его мужество и военные Но для установления прочного государства наследственная власть была необходима. Мечты о возможности выборной монархии — химерическая утопия. В результате или внутри страны будет господствовать постоянная борьба враждующих фракций, которая приведет ее на край гибели, или король будет постепенно терять свою власть, благодаря уступкам влиятельным избирателям с целью получить их голоса.
Главной целью первых королей был сбор дани с покоренных народов в виде определенной части урожая; короли также отбирали в свою пользу земли, присваивали себе особые права на рыбные промыслы, на рудники, на леса и т. п.
Когда военный вождь сделался властителем определенной обширной территории, ему, помимо окружавших его советников, понадобились еще исполнители его воли в разных частях подвластной ему территории. Наиболее надежными представителями короля являлись его бывшие дружинники. Организация местных властей была тем механизмом, посредством которого глава государства собирал подати, призывал людей на военную службу и управлял страной. Местный правитель обязан был также охранять мир и тишину во вверенном ему округе. Для этого он имел весьма широкие полицейские права. При этом личность самого местного правителя охранялась угрозой исключительных наказаний за всякое покушение на него. С точки зрения короля эти местные правители были только его слугами, население смотрело на них как на своих «повелителей».
(По Э. Дженкинсу)
21. Какую форму государственного правления описывает автор? Что отличало ее от организации управления в догосударственный период?
22. На какую теорию происхождения государства опирается автор? Используя общест-воведческие знания, укажите еще одну теорию, объясняющую возникновение государства.
23. Укажите любые два признака государства, упомянутые в тексте. Опираясь на общест-воведческие знания, назовите еще один признак.
24. Автор рассуждает о «выборной монархии». К какому выводу он приходит? Какие приводит аргументы? Опираясь на обществоведческие знания, приведите свой аргумент в поддержку или против идеи «выборной монархии».
Среди прочих вопросов респондентов просили оценить свою позицию на социальной лестнице. Вопрос был сформулирован следующим образом: «В нашем обществе есть люди, занимающие или высокое, или низкое общественное положение. Если использовать шкалу, где «10» означает высокое общественное положение, а «1» - низкое общественное положение, не могли бы вы указать, какое место Вы, Ваша семья занимаете в настоящее время на этой шкале?» На рис. 1 мы представили ответы на данный вопрос в зависимости от возраста для всей совокупности о Общая тенденция очевидна – старение связано с потерей статуса, респонденты старших возрастов оценивают свои позиции на социальной лестнице ниже.
Рисунок 1. Зависимость субъективных оценок социального статуса от возраста для всей совокупности респондентов
Казалось бы, перед нами эмпирическое подтверждение подхода, в рамках которого старение рассматривается как процесс, определяющийся биологическими доминантами – «непреодолимой силой природы», а потому вступление в третий возраст означает потерю индивидами значимых для общества качеств и вытекающее из этого обстоятельства снижение социальных позиций. Это «естественный» этап жизни, сопровождающийся утратой независимости, сокращением диапазона социальных ролей и, как следствие, снижением самооценки. Однако более подробный анализ показывает, что это не совсем так: снижение оценок субъективного статуса связано не столько с биологическими, сколько с социальными факторами. Если с уровня усредненных оценок, полученных на всей выборке, мы перейдем к анализу особенностей в отдельных странах, то увидим, что в разных обществах респонденты переживают вступление в третий возраст по-разному: уровень депривации, связанный с возрастом, значимо меняется от страны к стране (рис. 2).
Рисунок 2. Зависимость субъективных оценок социального статуса от возраста по отдельным странам
В России, Болгарии и Украине оценки статуса практически линейно снижаются с каждым прожитым годом. В Великобритании и США люди пожилого возраста оценивают свой статус выше, чем молодежные группы. В Германии некоторая тенденция падения оценок статуса становится заметной после 40 лет. В Швеции возраст фактически не оказывает влияния на оценки субъективного статуса еще дольше - только после 55 лет заметно снижение оценок субъективного статуса. Особо обратим внимание, что российская молодежь в оценке своих социальных позиций оптимистичнее сверстников из США и Великобритании, а вот россияне третьего возраста, подводя итог прожитой жизни, пессимистичны в оценках. Это значит, что результат реализации усредненного жизненного проекта в России – потеря, растрата ожиданий и оценок юности, тогда как в США и Великобритании – это приобретение социальных ресурсов, недоступных в молодые годы. Перед нами разные типы обществ, разная социальная механика, создающая существенно различающиеся условия реализации индивидуальных жизненных проектов. Остановимся подробнее на некоторых факторах, определяющих эти различия
а) Был инженером-геологом, основал геологическую академию, сделал в этой сфере множество открытий
Писал учебник на казахском, поднимал уровень образованности среди своего народа, академик основал собственную научную академию
Государственный и общественный деятель, интересовалася культурой, даже поддерживал певцов и писателей
б) Он был большим знатоком казахской истории, литературы, культуры, этнографии, музыки и фольклора, известны его археологические изыскания на территории центрального Казахстана, труды по педагогике и литературе. Его вклады в развитие науки, культуры, соц. жизни Казахстана очень обширны и важны
Объяснение: