Тема Сфера духовной культуры (Тест) 1. Преобразовательная деятельность человека, в результате которой создаются нематериальные ценности, называется :
1) материальной культурой 3) духовной культурой
2) культурой потребления 4) культурой производства
2. Вставьте вместо пропуска: «Процесс духовного творчества является неотъемлемой частью культуры».
3. Вставьте вместо пропуска : «Своеобразная целостность, включающая искусство, науку, нравственность, религию, называется культурой.
4. Культура, создаваемая анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, называется культурой.
5. Вставьте вместо пропуска : «В отличие от официальной культуры, которая является общепризнанной, в культуре принято выделять культуру. Так, для культуры средневековья характерны анонимность, смеховые обряды, праздники на площадях, шествия и карнавалы».
6. Вставьте вместо пропуска : «Культура, которая не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа, называется культурой.
7. «Мыльные оперы» (сериалы) относятся к произведениям :
1) массовой культуры 3) народной культуры
2) элитарной культуры 4) материальной культуры
8. Исключительно массовую культуру характеризуют :
1) связь с творчеством 3) общедоступность
2) сложность и противоречивость 4) высокий уровень коммерциализации
9. Вставьте вместо пропуска : «Понятие, сопоставляемое с массовой культурой, обозначающее производство культурных ценностей представителями социальных групп, занимающих ведущее положение в духовной жизни общества, - это культура».
10. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется:
1) народной 2) массовой 3) контркультурой 4) элитарной
11. Культура, которая создается привилегированной частью общества или по ее заказу, называется :
1) элитарной 2) контркультурой 3) народной 4) материальной
13. Особая форма общественного сознания, регулирующая действия людей в обществе с норм, называется :
1) массовой культурой 2) моралью 3) элитарной культурой 4) благородством
14. Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, называется :
1) моралью 2) правом 3) культом 4) догмой
15. Вставьте вместо пропуска : «Совокупность этических ценностей, основанная на определенных нормах и заповедях, называют : « .
16. Форма общественного сознания, в которой находят отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом, называется :
1) этикой 2)правом 3) моралью 4) нравами
17. Специфическим свойством для религии как явления культуры является :
1) обращение к эмоциям человека 3) вера в лучшее будущее
2) использование символики , образов 4) особое отношение к священному
18. Специфическим свойством религии как явления культуры является :
1) вера 3) связь с миром переживаний человека
2) вера в сверхъестественное 4) особое мироощущение
19. Образование в современном мире отличает :
1) исключительно светский характер 3) многообразие путей получения
2) общедоступность 4) исключительно государственный характер
20. Современное образование в нашей стране предполагает :
1) обязательность получения в государственной школе
2) обязательность единых программ обучения
3) обязательность высшего образования
4) вариативность ( наличие разных типов и видов школ)
21. Многообразие культурной жизни общества предполагает наличие :
1) разных социальных групп 3) разных доходов людей
2) разных взглядов на политику 4) различных субкультур
22. Наука как система взглядов включает :
1) теории 2) факты 3) суждения 4) мнения
23. Для науки как вида духовного производства характерно :
1) создание материальных ценностей 3) наличие цели
2) связь с умственным трудом 4) создание духовных ценностей
24. Из суждений А и Б верно : 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б
А. Наука является результатом деятельности ученых, нацеленной на создание ценностей и удовлетворение прежде всего духовных потребностей человека.
Б. Развитие науки повышает уровень культуры людей.
25. Из суждений А и Б верно : 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б
А. Наука - это специальная область культуры, основные функции которой состоят в формировании системы логически упорядоченных знаний.
Б. Наука – это совокупность рационально построенных прогнозов.
26. Из суждений А и Б верно : 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б
А. Научная картина мира – это специфическая форма систематизации научного знания, соответствующая определенному этапу развития науки.
Б. Научная картина мира является эмоционально-образной моделью мира.
ЗАПАДНИЧЕСТВО И СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
— направления рус. общественной мысли 1840—1850-х гг., представители которых вели между собой полемику о путях общественно-исторического и культурного развития России.
Активными участниками московского западнического кружка были А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, Н.Х. Кетчер, К.Д. Кавелин и др. С участниками кружка был также тесно связан В.Г. Белинский. Наиболее видные представители славянофильства (С.) — И.В. Киреевский, П.В. Киреевский, А.С. Хомяков, И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин.
Если западники настаивали на том, что страны Зап. Европы и Россия развиваются по единым для всего человечества законам, то славянофилыполагали, что важнейшей исторической задачей России является развитие самобытных общественных и культурных начал. Западников объединяла критическая установка по отношению к славянофилам, уверенность в приоритете общих закономерностей исторического развития над особенными и специфическими. Вместе с тем западники по-разному трактовали особенности зап. цивилизации и, соответственно, по-разному представляли себе перспективы исторического развития России.
В основном линии размежевания в среде западников определялись расхождением социально-политических позиций. Постепенно оформилось противостояние двух течений — революционно-демократического и социалистического, с одной стороны, и умеренно-либерального — с другой. Лидерами первого направления в западничестве (З.) были Белинский, Герцен, Огарев, второго — Грановский, Кавелин, Боткин и др.
Полемика между западниками и славянофилами началась после публикации в 1836 первого «Философического письма» П.Я. Чаадаева, написанного в западническом духе.
Филос. основу З. составляло . Принимался в основных чертах гегелевский взгляд на исторический процесс, характерными особенностями которого было учение о трехступенчатом саморазвитии воплощенной идеи от наличного бытия к разумной действительности и представление о переходе от господства необходимости к царству свободы. Соответственно, западники истолковывали исторический процесс как однонаправленный, т.е. как процесс прогрессивного развития. Конечной целью исторического движения признавалось достижение такого устройства общества, при котором были бы реализованы идеалы общественной свободы, создававшие условия для гармонического развития личности. Вслед за Гегелем западники разделяли народы на «неисторические», т.е. находящиеся на патриархально-догосударственной стадии развития, и «исторические», вступившие на путь развития гос-ва и гражданского общества.
Подобно индивидам и человечеству, народы как идеальные личности проходят две стадии развития: эпоху естественной непосредственности и эпоху сознательного существования. Перед «историческими» народами открыта перспектива перехода к состоянию разумной действительности. Западники отвергали, однако, объективизм и панлогизм Гегеля с позиции персоналистически ориентированного представления о центральном значении человеческой индивидуальности в мироздании.
В западнической концепции рус. исторического процесса начало перехода от племени к нации связывалось с реформаторской деятельностью Петра I. Западническая концепция рус. истории сыграла важную роль в формировании государственной школы в рус. историографии, представленной именами С.М. Соловьева и В.О. Ключевского.
Типичными для западников политическими требованиями были: предоставление гражданам элементарных прав и свобод, отмена крепостного права, телесных наказаний, ограничениесамодержавия конституцией и др.
Важнейшие положения славянофилов формулировались в тесной связи с размышлениями о всемирной, зап. и рус. истории. Всемирная история понималась славянофилами как драматическое противостояние начал духовной свободы и материальной ограниченности. В цивилизациях и культурах различных народов эта борьба отразилась и воплотилась неодинаково. Перелом во всемирной истории был связан с появлением христианства. Но христианство оказалось по-разному воспринятым зап. народами и Русью: на Западе христианство подверглось искажению, а на Руси сохранилось в совершенной чистоте. Искажение было обусловлено принятием Западом языческих начал римской образованности. По мнению славянофилов, перед Россией стоит великая задача — донести начала истинного христианского духа до народов Запада. Различная судьба христианства у зап. и рус. народов определила и черты своеобразия их исторического пути: на Западе преобладают начала индивидуализма, формальной рассудочности, внешней свободы; на православном Востоке — коллективизм, цельнаявера, истинная соборность.
В философско-мировоззренческом планеславянофильство (С.) опиралось на идеи патристики и романтизма в нем. классической философии (особенно Ф.В.Й. Шеллинга). Важная роль в философии С. отводилась концепции веры, под которой понималось не столькосверхчувственное восприятие, сколько начало, объединяющее сущностные силы человека —разум, волю, чувство.