Нетерпимость в любой форме становится опасной и неприемлемой в условиях роста мощности современных средств разрушения. Опасность нетерпимости возросла не потому, что она стала существенно больше распространена, но потому, что ее представители получили больше разрушительных инструментов для реализации своих агрессивных установок.
Нетерпимые общественные группы, пользуясь распространением «политкорректности» перешли в агрессивное наступление. Это выражается, к примеру, в усилении фундаментализма, в арабских бунтах во Франции, в агрессивном и наглом поведении нетерпимых меньшинств (либо «большинств») во многих странах и т.д. Это выражается и в моральной асимметрии, когда, к примеру, чеченцам можно уничтожать русское население в Чечне, арабам можно требовать уничтожения Израиля (и, соответственно, взрывать заведомо мирных граждан), албанцам можно убивать сербов, а крайне ограниченный силовой ответ на это подвергается резкой критике.
При взаимоотношениях терпимого и нетерпимого обществ (или терпимой и нетерпимой культуры) всегда есть вероятность насильственного уничтожения терпимого общества нетерпимым. Обратного же не происходит практически никогда — потому что терпимое общество по определению не уничтожает насильственно чужие культуры (это не следует путать с естественным отмиранием традиционной культуры, связанным с добровольным переходом ее носителей к Современности). К примеру, даже неполиткорректный Израиль не уничтожает Палестину, хотя технически легко мог бы это сделать. Поэтому необходимо осознавать реальную опасность, исходящую от нетерпимых обществ и нетерпимых культур. Уничтожение русского населения в Чечне, сербского населения в Косово или горячее желание фундаменталистов истребить все прочие общества доказывают, что такая опасность вполне реальна.
Терпимость дает только одно преимущество — она позволяет создать более сложное и более развитое общество, позволяет устойчиво развиваться. Такое общество обладает большей мощью и в классическом военном конфликте одерживает победу над нетерпимым обществом. Поэтому нетерпимые общества ныне используют тактику не открытой военной агрессии, а демографического проникновения.
Как совместить гуманизм и необходимость защиты Современного общества от агрессивного мракобесия, фундаментализма и традиционализма? Для этого в Современном обществе необходимо сохранить единственный вид нетерпимости: нетерпимость к нетерпимости.
Нетерпимость к нетерпимости проявляется, к примеру, в запрете призывов к уничтожению или дискриминации людей по признаку расы, национальности, социального статуса, убеждений и т.п.
Нетерпимость к нетерпимости означает, что право на свободу ставится выше права на следование традиции. Иными словами, если традиция насильственно ограничивает свободу, если человека наказывают за отход от традиции, то такая традиция должна быть поставлена вне закона.
Нетерпимость в любой форме становится опасной и неприемлемой в условиях роста мощности современных средств разрушения. Опасность нетерпимости возросла не потому, что она стала существенно больше распространена, но потому, что ее представители получили больше разрушительных инструментов для реализации своих агрессивных установок.
Нетерпимые общественные группы, пользуясь распространением «политкорректности» перешли в агрессивное наступление. Это выражается, к примеру, в усилении фундаментализма, в арабских бунтах во Франции, в агрессивном и наглом поведении нетерпимых меньшинств (либо «большинств») во многих странах и т.д. Это выражается и в моральной асимметрии, когда, к примеру, чеченцам можно уничтожать русское население в Чечне, арабам можно требовать уничтожения Израиля (и, соответственно, взрывать заведомо мирных граждан), албанцам можно убивать сербов, а крайне ограниченный силовой ответ на это подвергается резкой критике.
При взаимоотношениях терпимого и нетерпимого обществ (или терпимой и нетерпимой культуры) всегда есть вероятность насильственного уничтожения терпимого общества нетерпимым. Обратного же не происходит практически никогда — потому что терпимое общество по определению не уничтожает насильственно чужие культуры (это не следует путать с естественным отмиранием традиционной культуры, связанным с добровольным переходом ее носителей к Современности). К примеру, даже неполиткорректный Израиль не уничтожает Палестину, хотя технически легко мог бы это сделать. Поэтому необходимо осознавать реальную опасность, исходящую от нетерпимых обществ и нетерпимых культур. Уничтожение русского населения в Чечне, сербского населения в Косово или горячее желание фундаменталистов истребить все прочие общества доказывают, что такая опасность вполне реальна.
Терпимость дает только одно преимущество — она позволяет создать более сложное и более развитое общество, позволяет устойчиво развиваться. Такое общество обладает большей мощью и в классическом военном конфликте одерживает победу над нетерпимым обществом. Поэтому нетерпимые общества ныне используют тактику не открытой военной агрессии, а демографического проникновения.
Как совместить гуманизм и необходимость защиты Современного общества от агрессивного мракобесия, фундаментализма и традиционализма? Для этого в Современном обществе необходимо сохранить единственный вид нетерпимости: нетерпимость к нетерпимости.
Нетерпимость к нетерпимости проявляется, к примеру, в запрете призывов к уничтожению или дискриминации людей по признаку расы, национальности, социального статуса, убеждений и т.п.
Нетерпимость к нетерпимости означает, что право на свободу ставится выше права на следование традиции. Иными словами, если традиция насильственно ограничивает свободу, если человека наказывают за отход от традиции, то такая традиция должна быть поставлена вне закона.