Соблюдение правил - это соблюдение правил. К понятиям "свобода" и "несвобода" понятие "соблюдение правил" привязывать не стоит. Понятия свобода и несвобода тесно связаны с концепцией выбора. Основной вопрос: "Есть ли у человека свобода выбора?" Есть еще второй вопрос, вытекающий из первого: "Если у человека есть свобода выбора, то как он может ее осуществить?"
Поясню на примерах. Скажем, курсанты военного училища должны довольно строго следовать требованиям военных уставов. Однако, у выпускника школы есть возможность выбора: поступать в военное училище или не поступать в военное училище. Т.е. человек, в даном случае, свободен в выборе жизненного пути. Он может сознательно выбрать путь, на котором он будет должен придерживаться определенной группы правил или выбрать другой путь, с другими правилами. Например, поступить в училище рисования.
Гораздо более важен принципиальный вопрос: "Есть ли свобода выбора?" Возвращаясь к нашему примеру, можно спросить: "А действительно ли у человека есть возможность выбирать?"
Некоторые философы считают, что возможность выбора изначально присуща человеку. Другие говорят о предопределенности: "Если тебе предопределено стать военным, то каковы бы не были твои успехи в рисовании, ты станешь военным".
Вопрос о свободе выбора - ключевой в целом ряде философских концепций. Окончательного ответа на него до настоящего времени не найдено.
Соблюдение правил - это соблюдение правил. К понятиям "свобода" и "несвобода" понятие "соблюдение правил" привязывать не стоит. Понятия свобода и несвобода тесно связаны с концепцией выбора. Основной вопрос: "Есть ли у человека свобода выбора?" Есть еще второй вопрос, вытекающий из первого: "Если у человека есть свобода выбора, то как он может ее осуществить?"
Поясню на примерах. Скажем, курсанты военного училища должны довольно строго следовать требованиям военных уставов. Однако, у выпускника школы есть возможность выбора: поступать в военное училище или не поступать в военное училище. Т.е. человек, в даном случае, свободен в выборе жизненного пути. Он может сознательно выбрать путь, на котором он будет должен придерживаться определенной группы правил или выбрать другой путь, с другими правилами. Например, поступить в училище рисования.
Гораздо более важен принципиальный вопрос: "Есть ли свобода выбора?" Возвращаясь к нашему примеру, можно спросить: "А действительно ли у человека есть возможность выбирать?"
Некоторые философы считают, что возможность выбора изначально присуща человеку. Другие говорят о предопределенности: "Если тебе предопределено стать военным, то каковы бы не были твои успехи в рисовании, ты станешь военным".
Вопрос о свободе выбора - ключевой в целом ряде философских концепций. Окончательного ответа на него до настоящего времени не найдено.