Семья - клеточка общества, его как бы мини-модель. без семьи и семейного воспитания, семейной заботы о ребенке не было бы ни общества, ни государства, ни этноса. как бы ни менялись общественные устройства, какие бы бури ни проносились над людьми - семья всегда оставалась. утописты-революционеры всех времен почему-то мечтали уничтожить семью, брачные отношения, выступали за свободную любовь и за то, чтобы функции семьи передать государству, построив огромные фабрики-кухни, фабрики-прачечные и освободив женщину от труда. семья изменялась. в эпоху матриархата, когда власть принадлежала женщинам, каждый знал свою мать, но никто не знал своего отца, вместо семьи были беспорядочные половые отношения. затем власть перешла к мужчине, и отец стал заинтересован в том, чтобы точно знать, кто его дети, кому передать дом и хозяйство. возникла парная семья. она еще не была скреплена законами, легко распадалась и вновь образовывалась. с появлением государства появились и законы о браке, и постепенно в европе начала складываться моногамная семья -один мужчина и одна женщина. однако в мусульманских странах приняты, особенно в деревнях, полигамные браки. по мусульманским законам, мужчине разрешается иметь до четырех жен. в непале еще в первой половине нашего века семья строилась по противоположному принципу: одна жена могла иметь до пяти мужей. но в большинстве стран укрепилась и сохраняется моногамная семья. семья воспитывает и развивает чувство взаимной связанности людей, их умение служить друг другу. семья, живущая в одном доме, - это социальная система. еще в начале века типичной для россии была большая семья. все жили вместе: родители, родители родителей, дяди, тети, кузены, кузины и т. д. в настоящее время типична малая семья -родители (отец и мать) и один - два, максимум три ребенка. дети, едва став взрослыми, стараются как можно раньше уйти из семьи и завести свой дом, жить самостоятельно. в странах западной европы это вообще стало правилом: сын или дочь, достигнув совершеннолетия, отделяются и живут, стараясь не зависеть от родителей, и родители не рвутся им , считая, что те должны сами пробить себе дорогу в жизни. (по материалам энциклопедии для школьников) 1.составьте план текста. для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 2.какие типы семьи названы в тексте? кратко объясните сущность каждого типа семьи. 3.каковы положительные и отрицательные последствия принятого в западной европе и сша раннего отделения совершеннолетних детей от родителей? используя содержание текста и личный социальный опыт, укажите два положительных и два отрицательных последствия. 4.проиллюстрируйте тремя примерами идею текста: «семья воспитывает и развивает чувство взаимной связанности людей, их умение служить друг другу». 5.объясните мысль текста: семья - как бы «мини-модель общества». используя содержание текста и знания курса, дайте три объяснения. 6.выскажите свое отношение к упомянутым в тексте мечтам социалистов-утопистов. с опорой на текст и обществоведческие знания два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения.
1.
- семья как мини-модель общества
- отношение утопистов-революционеров к семье
- историческая трансформация семьи
- семья как социальная система
- вопрос родителей и детей
2.
«Возникла парная семья. Она еще не была скреплена законами, легко распадалась и вновь образовыва¬лась.» - когда и мать, и отец были известны.
«постепенно в Европе начала складываться моногамная семья -один мужчина и одна женщина.»
«Однако в мусульманских странах приняты, особенно в деревнях, полигамные браки. По мусуль¬манским законам, мужчине разрешается иметь до четырех жен. В Непале еще в первой половине нашего века семья строилась по противоположному принципу: одна жена могла иметь до пяти мужей.»
3.
Два положительных последствия:
- «сын или дочь, достигнув совер¬шеннолетия, отделяются и живут, стараясь экономически не зави¬сеть от родителей»
- «и родители не рвутся им считая, что те должны сами пробить себе дорогу в жизни.»
Два отрицательных последствия:
- родители и дети рано начинают жить отдельно и это разрушает тесные семейные связи
- отдельная жизнь детей может быть полна сюрпризов, к которым ребенок не был готов психологически
4.
- семья тем самым обеспечивает эмоциональную поддержку друг другу.
- тесные семейные узы позволяют людей делать ставки на качество межличностных отношений, а не на количество.
- члены семьи в ответе друг за друга
5.
- «семейной заботы о ребенке не было бы ни общества, ни государства, ни этноса»
- семья со своими функциями и принципами похожа на маленькое общество, тем более, что первичная социализация проходит в семье именно по этой причине
- в семье также есть хозяйство, межличностные отношения и так далее
- семья – проекция общества, государства и некоторые функции
6.
- «выступали за свобод¬ную любовь и за то, чтобы функции семьи передать государству, построив огромные фабрики-кухни, фабрики-прачечные и осво-бодив женщину от домашнего труда»
- и все утопические теории вроде Города Солнца строятся на всеобщем равенстве, поэтому что-то частное как семья идет в разрез с этими идеями