Прочитайте текст, опубликованный в 1909 г. в сборнике «Вехи», и
ответьте на вопросы.
Право не может быть поставлено рядом с такими духовными ценностями,
как научная истина, нравственное совершенство, религиозная святыня.
Значение его более относительно, его содержание создаётся отчасти
изменчивыми экономическими и социальными условиями. Относительное
значение права даёт повод некоторым теоретикам определять очень низко
его ценность. Одни видят в праве только этический минимум, другие
считают неотъемлемым элементом его принуждение, т.е. насилие. Право в
гораздо большей степени дисциплинирует человека, чем логика и
методология или чем систематические упражнения воли. Социальная
дисциплина создаётся только правом: дисциплинированное общество и
общество с развитым правовым порядком — тождественные понятия. С
этой точки зрения и содержание права выступает в другом освещении.
Главное и самое существенное содержание права составляет свобода.
Правда, это свобода внешняя, относительная, обусловленная общественной
средой. Но внутренняя, более безотносительная, духовная свобода
возможна только при существовании свободы внешней, и последняя есть
самая лучшая школа для первой.
Б. Кистяковский. «В защиту права»
1. Почему автор считает, что право не может быть поставлено рядом с такими
духовными ценностями, как научная истина, нравственное совершенство,
религиозная святыня?
2. чём автор видит главное содержание права?
3. В чём вы видите значение права в жизни человека?
1) Философия Возрождения опиралась на античные идеи цельного, совершенного, прекрасного, гармоничного человека. Она возвращала людям право творить, право созидать, быть красивыми и нравственными - то, что Средневековье предпочитало доверять только Богу.
В Новое время этот возрожденный человек стал учиться думать. Характерная черта почти совпадающих по времени Просвещения и Нового времени - рационализм, работа над доказательностью и логичностью рассуждения и знания. Философы, ученые, писатели той эпохи верят, что разум - самая могущественная и благая сила в человеке.
2) Полемика между рационализмом и эмпиризмом затрагивает вопрос о том, насколько мы зависим от чувственного опыта в попытках обрести знание.
4) Учёный был уверен в том, что наука должна дать человеку власть над природой, имея в виду, что понимание свойств природных явлений позволяет воспроизводить их искусственно и использовать по мере надобности.
Объяснение:
ответ: "Бесы" Ф. Достоевского (красочно обозначил представителей популярных течений мысли второй половины 19 века), "За чертополохом" П. Краснова (оригинальный взгляд на исторические события XX-го века в России), "Ольга" Н. Гумилева (героика, утверждающая особый, рыцарский стиль и рассматривающая мир как арену непримиримой борьбы, в ходе которой дух человека преображается, поднимаясь на невиданные высоты), "В стальных грозах" Э.Юнгера (красочная иллюстрация геризма и трусости боев Первой Мировой), "Окаянные дни" И. Бунина (слепок эпохи, тяжелое "накопление гнева, ярости, бешенства временами").