Прочитайте текст и выполните задания.
«Социальный контроль» является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают различные средства, которые любое общество применяет для оценки и исправления поведения своих членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придётся выработать собственные механизмы контроля, дабы не ра в самые кратчайшие сроки.
Теперь давайте посмотрим на человека, который стоит в центре нескольких кругов, каждый из которых представляет собой определённую систему социального контроля. Внешним кругом можно обозначить политико-юридическую систему, которой должны подчиняться все. Это та система, которая против нашей воли взимает налоги, призывает на военную службу, заставляет повиноваться своим бесконечным правилам и установлениям, а если надо, посадит в тюрьму.
Следующий круг социального контроля, давящий на одинокого индивида в центре, представляют мораль, обычаи и нравы.
Кроме этих больших кругов принуждения, в которых индивид находится вместе с остальными членами общества, есть и менее широкие круги контроля. Выбранная индивидом профессия неизбежно несёт в себе целый ряд контролирующих воздействий, подчас весьма жёстких. Индивида официально контролируют лицензирующие организации, профессиональные объединения и профсоюзы и, разумеется, те официальные требования, которые устанавливает непосредственное начальство. Не менее важны
различные неформального контроля со стороны коллег и сотрудников. Любая профессиональная роль в обществе, даже самая незначительная, предполагает специальный кодекс поведения, которым, на самом деле, едва ли можно пренебрегать.
Наконец, та группа людей, в которой проходит так называемая частная жизнь индивида, т. е. круг семьи и личных друзей, тоже образует систему контроля. Было бы большой ошибкой полагать, будто давление в этом круге самое слабое из всех только потому, что он лишён тех формальных средств принуждения, которые есть в других системах контроля. Именно в этом круге индивид, как правило, имеет наиболее важные социальные связи.
(по П. Бергеру)
2. Как автор характеризует нормы нравственности? (Приведите три характеристики.)
3. Что автор называет социальными нормами? Какой вид социальных норм представлен в законах? Примеры какого другого вида социальных норм приведены автором?
по идеи тут ответ
раздел v социальные процессы глава 1. социальные и культурные изменения и социальные процессы
до сих пор мы рассматривали социальную структуру и ее элементы как сложившиеся и статичные образования. то же можно сказать о социальных связях между этими элементами. однако даже беглый взгляд на общество и на отдельные его составляющие позволяет понять, что в социальной сфере нет неизменных объектов и субъектов. изменяются культурные комплексы, состав групп, взаимоотношения между людьми. это в свою очередь влияет на изменения общества, его политики, образа жизни людей. если сравнить образ жизни людей, живших в древности и живущих сегодня, скажем, в швейцарии, то станет ясно, что прогресс, которого достигло общество, связан с постоянно происходящими изменениями буквально во всех сферах социальной жизни.
изучая изменения, происходящие в обществе, их обычно разделяют на социальные- изменения в социальной структуре и социальных взаимосвязях в обществе и культурные- изменения в культуре общества.
социальные изменения могут включать в себя прирост населения, рост образовательного уровня, уменьшение информированности, изменение окружения личности при переезде из деревни в город, изменение взаимоотношений между рабочими и администрацией, когда на предприятии происходит реорганизация, и т.д. и т.п.
культурные изменения могут включать в себя изобретение и популяризацию автомобиля, появление новых слов в нашем языке, изменение норм правильного поведения и морали, новые формы искусства, музыки и т.д. часто культурные изменения одновременно являются и социальными. например, изменение норм морали может к изменению взаимоотношений между социальными общностями и наоборот. практически все важные изменения имеют как культурный, так и социальный аспекты, а потому к ним применяется термин "социокультурные изменения".
важно определить различие между социальными изменением и прогрессом. термин "прогресс" выражает ценностное мнение. прогресс означает изменение в желательном направлении. но в чьих ценностях может быть измерена эта желательность?
бурный рост городов, вторжение техники в природу, строительство атомных электростанций - так ли все это необходимо и желательно? поэтому вместо оценочного термина "прогресс" социологи пользуются нейтральным понятием "изменение".
личность - это уникальное, индивидуальное начало в человеке. всякий человек является членом общества, но общество не состоит из одинаковых и взаимозаменяемых винтиков, каждый человек обладает неповторимой личностью. если рассматривать человека как заменяемый винтик, как анонима, у которого есть только социальные характеристики, такие, как возраст, образование, должность, социальный статус, имущество - то при таком подходе человек называется индивидом. если же рассматривать человека как обладателя своего собственного "я", своего сочетания внутренних качеств - то это и будет личность.
когда мы говорим, что каждая личность уникальна, это не означает, что каждая личность априори драгоценна. личность обладает качествами, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. положительные личностные качества способствуют успешному становлению человека как члена общества. как примеры таких качество можно честность, трудолюбие, доброту. отрицательные же качества такому становлению мешают - или принося вред самому их обладателю (как, например, лень, склонность к вредным привычкам), или вредя окружающим и тем самым мешая человеку социализироваться (например, агрессивность, лживость, грубость).
поскольку существуют положительные и отрицательные личностные качества, то существует и развитие личности, ее стремление к совершенствованию. не каждый способен на глубокое личностное развитие, но те, кто достиг в жизни успеха, обязаны этим работе над собой и стремлением к саморазвитию.