Прочитайте приведенный ниже текст, выполните задания
Маргиналы Е. Рашковский – современный российский учёный. Маргиналы – обозначение личностей и групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или по за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций... Маргинальная ситуация... бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. ... Многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам. Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации – всё это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. ... в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформальных» общественных движений экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др., - движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной и общественной жизни именно маргинализированных групп... Однако есть проблема, представляющая трудность для современного демократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии? И в то же время – как не сделать эти группы объектом превентивного беззаконного насилия... Однозначного ответа на этот во не дано. Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистической культуры и демократического правосознания, развития в обществе принципов и понятия человеческого достоинства , а также глубокое философское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и порождают антидемократические формы сознания.
Рашковский Е. Маргиналы // 50/50: Опыт словаря нового мышления. – М., 1989.- С. 146-149.
Во и задания: 1. Кого автор относит к маргиналам? Аргументируйте свой ответ. 2. Как вы понимаете мысль автора, что маргиналы находятся «за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций»? 3. Чем маргиналы отличаются от люмпенов? 4. В чём причины появления маргинализированных групп? Какова их роль в развитии общества? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из истории и современности. 5. Как общество может обезопасить себя от маргинальных групп, проповедующих человеконенавистнические идеи?
ст. 19 1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.
2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными по своему выбору.
3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:
a) для уважения прав и репутации других лиц;
b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения
2. Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН
3.Конвенция о правах ребенка
(к примеру: ст. 13 1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право
включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с других средств по выбору ребенка.
2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:
a) для уважения прав и репутации других лиц;
b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordre public) или здоровья или нравственности населения )
Смотря какие именно права. если в общем, то в 1959 была Декларация прав ребенка, а уже 1989 конвенция о правах ребенка...
Нравы, нормы морали вместе с обычаями формируют законы – примерно так я понимаю смысл этого высказывания. Ведь закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимает орган, обладающий законодательной силой. На основе сформировавшихся обычаев появляется нравственность, понимание хорошего и плохого – отсюда мы имеем закон. Думаю автор хотел сказать так.
С каких обществоведческих терминов можно раскрыть смысл поднятой философом проблемы?Смысл поднятой проблемы мы можем раскрыть при таких обществоведческих терминов как «закон», «нормативно-правовой акт», «источник закона», «нормы», «нравственность», «мораль», «обычай».
Составьте план, на основе которого вы будете раскрывать проблему.- что такое закон?
- правовой обычай как источник закона
- возникновение обычаев
Приведите примеры, иллюстрирующие основные идеи нескольких пунктов плана- например, в пункте про закон я бы рассказала о том, что это свод обязательных норм и правил, которые регулируют общественные отношения. Можно сказать о таких сводах законов как «Русская правда».
- а правовой обычай является источником права и правила поведения, которые сложились исторически.