Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Обратите внимание, что все термины записаны в единственном числе в именительном падеже. (А) представляет собой в первую очередь такую группу, вступление в которую (Б) выбирает самостоятельно согласно своим ___ (В). Данная группа в силу своего ___ (Г оказывать на него прямое влияние, так как она выступает в качестве некого ___ (Д). Стремление индивида вступить в референтную группу обуславливается его (Е) быть похожим на представителей этой социальной группы. Данное явление получило название (Ж) и является достаточно распространенным, в первую очередь в молодежной среде.
Список терминов:
референтная группа;
авторитет;
индивид;
желание;
интерес;
эталон;
«предвосхищающая социализация».
Задание 2.
Как выполнять письменные задания
Как составлять сложный план
А) Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Малые группы и их роль в обществе». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. ( )
Б) Приведите 3 примера малой группы. ( )
Задание 3.
Как работать с текстом
Принятие в 1722 г. Табели о рангах нанесло последний удар по пережиткам местничества и привело к тому, что дворянство перестало быть замкнутым сословием. Любой простолюдин, дослужившийся до офицерского чина в армии или до чина коллежского асессора на гражданской службе, получал потомственное дворянство. Среди ближайших сподвижников Петра Великого было немало людей весьма низкого происхождения: А.Д. Меншиков, П.И. Ягужинский, П.П. Шафиров. Вчерашние крестьяне, поповичи, дети мастеровых становились князьями, баронами, графами. К 1725 г. среди офицеров более 30 % имели недворянское происхождение. Напротив, многие отпрыски знатных родов, не найдя себе достойного места в новой системе распределения власти и ресурсов, беднели, некогда блестящие фамилии навсегда исчезали из придворного мира. К 1850 г. каждый четвертый княжеский род утратил свой титул, напротив, дворянское достоинство получили более 120 тысяч человек из других сословий. Указ о единонаследии приводил к образованию прослойки беспоместных дворянских детей, многие из которых были не в состоянии достойно обеспечить себя и, чтобы поправить свое положение, женились на купеческих дочерях. Спустя столетие русское дворянство представляло собой причудливую смесь потомков державных князей, бояр и служилых людей с одной стороны и отпрысков купцов, крестьян, мещан, приходских священников и иноземных искателей приключений с другой.
Вопросы:
А) Какая сфера общественной жизни нашла отражение в тексте? ( )
Б) Какое явление отражают приведенные в тексте данные? ( )
В) Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия классификации социальных групп. ( )
Черты характера — это некоторые устойчивые типы поведения, возникающие с достаточно высокой вероятностью в определенных ситуациях.
"Надо ли учиться определять качества характера человека?"
Надо. Для познания себя и других людей. Для самовоспитания и умения правильно строить отношения с другими. Но прежде всего, это знание необходимо для повышения эффективности общения с другими. Это не исключает необходимости понимания смысла определенных черт человека. Тягостное впечатление производит человек, употребляющий слова, не понимая их смысла. Когда дело касается слов, с которых обозначаются предметы, свойства неживых объектов природы, то мы быстро обнаруживаем несоответствие и вносим коррективы в свое мышление. Но когда мы произносим слова, обозначающие черты характера, то мы миримся с невежеством в этой области. В некоторых случаях это незнание становится привычным и причиняет нам большой вред, поскольку дезориентирует наши усилия по самосовершенствованию.
Но, можно обойтись и без знаний. Но все-таки нужно понимать, что чем больше навыков, тем легче исполняется действие или поведение.
Моралью мы называем представления в нашем обществе о том, что является хорошим и плохим, как поступать правильно и неправильно, как различить добро и зло, моралью также называются нормы поведения в нашем обществе. Без морали невозможно жить в обществе, ведь нельзя будет регулировать свое поведение, оценить его с моральных норм, мы не сможем отличить плохое от хорошего, будем путать добро и зло, поступать неправильно. Люди не будут соблюдать моральные нормы, будут совершать плохие поступки, относиться друг к другу без милосердия, никто не будет контролировать поведение других людей, осуждать их за плохие поступки и плохое отношение к другим людям, люди перестанут испытывать муки совести и не будут соблюдать никакие моральные нормы, будут причинять друг другу зло.
Поэтому мораль и нам контролировать свое поведение, нас будут осуждать люди, если мы нарушим моральные нормы, совесть будет мучать нас. Некоторые люди очень боятся осуждения других и не совершают плохие поступки, боясь , что их будут осуждать остальные люди, все общество, поэтому мораль имеет власть над людьми, лишь самые плохие люди, отъявленные негодяи не боятся того, что о них подумают, не испытывают мук совести, большинство людей выполняет моральные нормы и в душе ждет одобрения своих поступков со стороны других людей.