Прочитайте ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «природа выступает для человека источником ). она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для жилья. природа выступает и как источник (б). она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией. природа влияет на развитие общества и как его ). климатические условия, растительный и животный мир, ), температурный режим и его циклы – все это весьма существенно влияет на жизнь общества.» слова в списке даны в именительном падеже. каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. обратите внимание на то, что в списке слов больше чем вам потребуется для заполнения пропусков. список слов (словосочетаний): 1) влияние; 2) среда обитания; 3) средства жизни; 4) истощение ресурсов; 5) ландшафт; 6) технический прогресс; 7) средства труда
Объяснение:
1. Особенности древнерусской культуры
1.1. Культура эпохи средневековья характеризовалась медленными темпами развития, что связано с замедленностью всего исторического процесса того времени; отсутствием научных знаний, которые будут формироваться на основании накопленных в период средневековья экспериментальных знаний; решающим значением христианства в определении мировоззрения.
Для искусства средневековья в целом характерна анонимность творчества. Это было связано с представлениями о том, что деятельность архитекторов, иконописцев, мастеров декоративно-прикладного искусства не является самостоятельной, а осуществляется Божьим промыслом, а, следовательно, имя мастера не представляет интереса для современников и потомков. Хотя к личности мастера предъявлялись высокие требования: он должен был отличаться особой нравственной чистотой.
1.2. Особенности русского средневековья. Анализируя историю русской культуры в домонгольский период, необходимо выделить два этапа, соответствующих историческому развитию государства: культура Киевской Руси (XXI вв. ) и культура периода раздробленности (XII первая треть XIII вв.) .
1.3. Уровень развития. Поступательное развитие культуры на первом этапе привело к тому, что Киевская Русь стала одним из наиболее развитых государств того времени.
1.4. Синтетический характер древнерусской культуры. Культура Древней Руси формировалась на основе двух источников.
Первым стала языческая культура восточно-славянских племен, имевшая многовековые корни; язычество, оказывая влияние на всю культуру эпохи средневековья, в некоторых своих элементах дошло до настоящего времени.
Вторая составляющая христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии, предопределило влияние более высокой по уровню развития страны на все направления русской культуры: философию, образование, литературу, иконописание, архитектуру.
НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИКИ СЧИТАЮТ, ЧТО О НАЧАЛЕ ПРОЦЕССА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА МОЖНО ГОВОРИТЬ ТОЛЬКО С XII ВЕКА. ОДНАКО ПАМЯТНИКИ XI ВЕКА СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О НАЛИЧИИ САМОБЫТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ ЭТОГО ВРЕМЕНИ.
Отмеченные особенности характерны для всех направлений древнерусской культуры.
2. ГРАМОТНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ
2.1. Киевская Русь принадлежала к одной из самых образованных стран в мире. О существовании славянского алфавита на Руси известно с X в. Принятие христианства дальнейшему развитию грамотности и образования: были организованы школы, в Софийском соборе в Киеве была создана первая библиотека.
2.2. Берестяные грамоты, найденные во время археологических раскопок в Новгороде, носили в основном бытовой характер (счета, письма, поручения) . Они свидетельствуют о том, что письменность на Руси в отличии от стран Западной Европы была рас в широких слоях населения. Ею пользовались не только знать и духовенство, но и купцы, ремесленники.
2.3. Это же подтверждают надписи на предметах граффити.
К сожалению, установить точный процент грамотного населения в Древней Руси невозможно, однако историки с уверенностью утверждают, что он был достаточно высок.
3. ЛИТЕРАТУРА
3.1. Периодизация истории древней русской литературы совпадает с исторической, что позволяет выделить два периода:
3.1.1. XI начало XII вв. период относительного единства литературы, которая развивается в двух центрах: Киеве и Новгороде.
3.1.2. середина XII первая треть XIII вв. , когда появляются новые литературные центры: Владимир, Суздаль, Смоленск и т. д. Возникают местные черты и местные темы, разнообразие жанров.
3.2. Характерными особенностями древнерусской литературы являются связь литературы с историей; гражданственность; патриотизм.
3.3. Литература в Древней Руси развивалась, главным образом, в трех направлениях: переписка религиозных текстов; переводы с греческого и латыни; оригинальные произведения древнерусских авторов. Мировоззрение древнерусского человека носило исключительно религиозный характер, чему соответствовала и литература.
Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви.
4. Обряд венчания.
Вступление в брак в православии называется венчанием. (Работа в тетради: запись понятия). На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что они в этот день «князь» и «княгиня». (Слайды 1-3) Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. (Слайды 4-5). Когда жениха и невесту водят по церкви с венцами на голове, хор поет молитву именно мученикам, которые были убиты когда-то за свою верность Богу и Церкви. По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, должны оставаться верными друг другу и все претерпеть ради сохранения семьи.
5. Обручальные кольца.
Во время венчания жених и невеста обмениваются кольцами, которые называют обручальными. (Слайды 6-7). Кольцо не имеет конца. Одевая друг другу на палец кольца, жених и невеста соглашаются быть верными друг другу до смерти, когда станут мужем и женой. Они должны оставаться вместе, даже если будут у них болезни и несчастья.
6. Понятие ценность, одна из основных ценностей – любовь между мужем и женой.
Ценность – значение определённых предметов, явлений, процессов для человека. (Работа в тетради: запись понятия).
В христианской семье важными ценностями является любовь между мужем и женой, любовь к детям и любовь детей к родителям.
Отношения между мужем и женой весьма разнятся от романтической влюбленности, которая напоминает большую волну, снимающую лодку с песка. В этих отношениях оба супруга должны отречься от своего "я". Они становятся частицей нового единства. Оба призваны стать счастливыми, чтобы был счастлив один из них; если один несчастен, несчастны оба. Самостоятельных решений больше быть не может. Беда одного становится общей бедой. Что бы вы ни делали, все касается и другого. В браке двое в буквальном смысле становятся одним. Христианская семья появляется в том случае, когда совместная жизнь становится воплощением христианской веры, надежды и любви.
7. Любовь к детям.
Семья растет, у нее появляются новые измерения и перспективы. В браке люди покидают состояние одиночества, становясь частью друг друга. После появления детей родители все больше отдают себя им. С христианской точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви, важно, чтобы она не становилась эгоистичной. В идеале она совершенно бескорыстна, то есть не требует ничего взамен, и образец этому – любовь Божией Матери к Иисусу Христу. Любовь матери к ребенку наполняет ее жизнь, обогащает ее. Это любовь к чему-то большему, чем она сама, к тому, что ей уже не принадлежит. Прекрасно выражена любовь к матери к ребенку на иконах Богоматери с Младенцем, прямо сидящим на Ее коленях: Ее руки обнимают Его, не прижимая к Себе. (слайды 8-9)
8. Любовь детей к родителям.
В христианской семье дети очень почитают своих родителей. Но любовь детей к родителям меняется со временем, и сложность заключается в том, что ребенок с возрастом отчуждается от родителей. Маленький ребенок совершенно зависим от них, почитает их всемогущими. Однако нормально развивающийся ребенок проходит через этапы роста: он обретает независимость и становится к мятежу. В лучшем случае со временем устанавливаются нормальные дружеские отношения, полные взаимного уважения; позже сменяются сопереживанием, привязанностью и благодарной любовью взрослых детей к состарившимся родителям.
Основная цель христианского воспитания в семье – научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым. Для них "добро" – это состояние счастья, радости, внутреннего мира и любви к другим людям. Как сказал апостол Петр в момент Преображения: "Хорошо нам быть здесь!" Фундамент христианской жизни будет прочным лишь в том случае, если дома детей научили стремиться к добру, если они на практике узнали, "что такое хорошо".
В христианской семье ребенок приобретает умение заранее замечать то, что может причинить боль другому человеку. Такое умение называется тактичностью. (Запись понятия в тетрадь). (Чтение учебника на стр. 87, пример про сыновей).
Учитель рассказывает историю про Хама, сына Ноя.
Во Подумайте, как вы можете оценить поступок Хама?
По ответам детей учитель может задать еще 2-3 во затем переходит к объяснению того, что имя Хама стала нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям и в том числе к родителям.
9. Понятие традиция.
Традиция – то, что сложилось в течение определенного времени и повторяется на протяжение продолжительного времени.
10. Традиции христианской семьи:1. Дисциплина в семье .2. Молитва.3. Праздники.
10.1. Дисциплина в семье.
У любви есть еще одно проявление – дисциплина, этот "крест власти", который призваны нести родители. Дисциплина, прежде всего, означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которая созидается в семье. Это и подчинение жены мужу, и уважение мужа к жене.