Прочитай размышления российского учёного и общественного деятеля Д. С. Лихачёва (1906—1999) и выполни задания.
Не здание даже нужно человеку, а здание в определённом месте. Поэтому и хранить их, памятник и ландшафт, нужно вместе, а не раздельно. Хранить строение в ландшафте, чтобы то и другое хранить в душе... Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не только велико — оно принципиально существенно. До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязнённые реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных и пр. Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров и на Кавказе, и в Беловежской Пуще... Природа при этом сама человеку, ибо она «живая». Она обладает к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесённые ей извне: пожарами, или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами... Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой в , с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя... На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.
2) Как, по мнению автора, природа человеку в восстановлении утрат? При каком условии это возможно? 3) Какое различие между экологией природы и экологией культуры установил автор? Как, по-твоему, связаны памятники культуры и окружающий их ландшафт?
4) Почему «на земле становится тесно для памятников культуры»? Используя текст, факты общественной жизни, выскажи три предположения.
5) Какое участие в сохранении памятников культуры можешь принять ты и твои сверстники? Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, укажи любые три-четыре формы участия.
6) Как будущее человечества связано с сохранением памятников культуры? Используя текст и обществоведческие знания, приведи два-три объяснения
Часто можно услышать, как люди говорят «хорошие дети-счастливая старость».
В этом широко используемом высказывании поднимается проблема отношений детей и родителей.
Подразумевается, что дети будут своим родителям, когда те будут в возрасте, и тогда они не окажутся на улице или в критическом положении.
Не секрет, что пенсионеры живут очень скромно в нашей стране. Вдобавок к очень низкой пенсии многие пенсионеры одиноки и им некому оказать И это при том, что у них есть дети, только они забыли о престарелых родителях и занимаются только своими делами. Почему дети так относятся к своим родителям непонятно.
Как минимум, у них такое воспитание. То есть дети – не цветы, и не шипы жизни, а своеобразные инвестиции. Если хочешь получить счастливую старость, то лучше постараться с воспитанием детей и взрастить в них нравственность, честь, достоинство, уважение к старшим и любовь к семье.
Поэтому говорят, что именно хорошие дети являются залогом счастливой старости. Потому что хорошие дети, как правило, также являются результатом хорошего воспитания.
Выходит, что отношение к детям в их юном возрасте возвращается родителям в старости. Такая закономерность, от которой не убежишь. Поэтому важно все делать на совесть и всегда помнить о том, что какой бы семья не была – это твоя семья.