Приведите пример влияния общества на мораль, и наоборот; Чем различаются с точки зрения морали следующие высказывания «Я никогда не оправдывал себя», «Я никогда не жалел о том, что делал другим"
* разнообразными и некодифицированными, не существовало единых священных книг, одно племя могло верить в одних богов, а другое немного в других;
* лишенными сложного философского обоснования религиозного мировоззрения, например, некоторые язычники верили, что их боги живут на священной горе в материальном облике, в то время как в мировых религиях существует сложная философия о духовных материях, нетварных энергиях, чтобы объяснить, почему бог невидим, но в то же время есть;
* лишенными единого морального учения, например, один бог мог награждать трудолюбие и ремесло, а другой - пьянство и безделие;
* этническим и племенным характером, то есть, например, Один - это бог только скандинавов, Зевс - только греков, Перун - только славянских племён;
При этом, в мировых религиях, в отличие от них, есть:
* Единые учения, обязательные для всех последователей религии;
* Сложная философия;
* Моральное учение, обязательное для всех последователей религии;
* Наднациональный характер, то есть может быть француз-христианин и русский-христианин, татарин-мусульманин и араб-мусульманин.
О патриотизме можно говорить много, красиво и долго. Можно, например, сказать, что патриотизм — это высокое чувство преданности и любви к своей Родине. Можно привести огромное количество метких высказываний в подтверждение этого тезиса. Но что значит истинный патриотизм? Что значит быть настоящим патриотом своей Родины? В последнее время мы имеем самые неограниченные возможности для получения разнообразной информации. Я как человек, страстно увлеченный изучением нашей страны, особенно ее «белых» пятен, читаю много книг, смотрю фильмы, основанные на подлинных документах. И вот что мне хочется сказать. В настоящее время книжные развалы запружены книгами Суворова, Гордиевского, Калугина. Те, кто не знают, что это за авторы, спокойно покупают их книги и читают. А я всегда интересовался авторами. И оказалось, что Суворов — это бывший советский разведчик Резун, Гордиевский — офицер госбезопасности, сбежавший за границу. Похоже, совсем недалеко от них ушел генерал Калугин, спешно перебравшийся в США во времена Ельцина и даже не думающий о возвращении в Россию. О таком в народе говорят: «На воре и шапка горит». Но — «не пойман — не вор». Однако я о другом. Я вот думаю: они ведь тоже в школу ходили, сдавали выпускные и вступительные экзамены, читали русскую и советскую классику… И наверняка писали сочинения на свободную тему, о том, как любят Родину, какие они патриоты, подкрепляли свои слова убедительными примерами из жизни и художественной литературы. А потом их еще наверняка проверяли и перепроверяли на предмет благонадежности. И не только их, но и всех родственников — до пятого-десятого колена. Но как тогда могло случиться, что в результате воспитания, проверок-перепроверок они стали такими, какими они стали? Не знаю, существует ли какой-нибудь ответ на этот вопрос, какое-нибудь мало-мальски правдоподобное объяснение подобным поступкам. Но эти люди, по моему твердому убеждению, никогда не были и, к сожалению, уже никогда не будут патриотами своей Родины. Можно долго и упорно заниматься красивым словоблудием, доказывая, что они проявили патриотизм тем, что после побега в меру сил и возможностей боролись с бесчеловечным советским режимом; можно придумать еще тысячу всяких оправданий. Но ведь были в нашей стране диссиденты, которые подвергались гонениям со стороны правящего режима. Были люди, которые не побоялись высказать свой протест против вторжения советских войск в Венгрию, Чехословакию, Афганистан. Они протестовали, но оставались патриотами своей Родины. Более того, мне кажется, что их поступки были продиктованы именно чувством патриотизма. Просто я думаю, что для большинства людей, воспитанных советской системой, лозунги о патриотизме были чистым популизмом. Насквозь пропитанные фальшивыми словами, они были напрочь лишены всякого ценностного содержания. А ведь патриотизм — исключительное чувство. И в этой исключительности есть предварение единственной великой правды. Она состоит в том, что народ, как и отдельная личность, имеет свое предназначение. И народ, к которому мы принадлежим по рождению, должен стать одной из непреходящих и незаменимых форм в иерархии, составляющей совершенную полноту содержания нашей жизни. Всегда есть опасность, что предварение великой правды снова, как в советские времена, превратится в пустую, лживую и пагубную претензию. А чтобы этого не произошло, нужно изъявление: «Я люблю свою Родину» — превратить в повеление патриотического долга Родине словом и делом в осознании и исполнении ее высшего предначертания». Каждому. И в первую очередь — в отношении самого себя.
Ранние формы религии были:
* разнообразными и некодифицированными, не существовало единых священных книг, одно племя могло верить в одних богов, а другое немного в других;
* лишенными сложного философского обоснования религиозного мировоззрения, например, некоторые язычники верили, что их боги живут на священной горе в материальном облике, в то время как в мировых религиях существует сложная философия о духовных материях, нетварных энергиях, чтобы объяснить, почему бог невидим, но в то же время есть;
* лишенными единого морального учения, например, один бог мог награждать трудолюбие и ремесло, а другой - пьянство и безделие;
* этническим и племенным характером, то есть, например, Один - это бог только скандинавов, Зевс - только греков, Перун - только славянских племён;
При этом, в мировых религиях, в отличие от них, есть:
* Единые учения, обязательные для всех последователей религии;
* Сложная философия;
* Моральное учение, обязательное для всех последователей религии;
* Наднациональный характер, то есть может быть француз-христианин и русский-христианин, татарин-мусульманин и араб-мусульманин.