Принятие Конституции РФ осуществлялось в рамках конституционной реформы, проводимой в стране. Конституция РФ была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 г. после официального подсчета голосов Центральной избирательной комиссией РФ, которая признала референдум состоявшимся, а Конституцию — принятой.
Структурно Конституции РФ состоит из преамбулы и двух разделов.
Преамбула (вводная часть) не содержит правовых норм, однако играет существенную роль, так как в ней указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию данного документа.
Первый раздел содержит основные конституционные положения, во втором же разделе закреплены заключительные и переходные положения.
Конституция РФ определяет правовой статус Российской Федерации, а именно Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции).
В Конституции РФ получила закрепление новая концепция организации государственной власти, в основу которой положена идея разделения властей. В гл. 1 «Основы конституционного строя» утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной; признаются многопартийность, идеологическое многообразие (ст. 13).
В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами государства. Эта идея является одной их основополагающих в Конституции РФ.
Глава 3 называется «Федеративное устройство». После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 г. Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию.
Остальные главы посвящены системе государственной власти и принципам организации местного самоуправления в России.
Конституция РФ как Основной закон нашей страны обладает важными юридическими признаками.
В отличие от других законодательных актов Конституция РФ имеет учредительный, основополагающий характер. Предметом конституционного регулирования являются основные свойства политической, экономической, социальной и духовной сфер жизни общества. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.
Верховенство как юридическое свойство Конституции РФ означает, что она по значимости регулируемых отношений и правовой силе ее норм составляет вершину системы права и действует на всей территории РФ. Как основной источник права Конституция РФ содержит исходные начала всей системы права. Все законы и иные акты государственных органов издаются на ее основе и в соответствии с ней. Текущее законодательство развивает положения Конституции.
Высшая юридическая сила Конституции РФ определяется степенью ее обязательности. Соблюдать Конституцию должны все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения (ч. 1 ст. 15). Ее нарушение признается правонарушением, а виновные лица в зависимости от тяжести содеянного привлекаются к различным видам ответственности. Строгое и точное соблюдение Конституции — это наивысшая норма поведения для всех субъектов права.
Прямое действие Конституции РФ означает, что установленные ею нормы, принципы используются прямо и непосредственно при регулировании конкретных отношений, не требуется принятия дополнительных нормативных актов.
Доклад на тему: "Конституция Российской Федерации"»
Конституция Российской Федерации
Символы России
Принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. В первой главе раскрываются Основы конституционного строя. Принципиально новый для Конституции раздел, в основу которого положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. В ней гражданин не ставится под иго всевластного государства. Государство лишь выступает как официальный представитель общества, правомочный осуществлять функции, которые за ним закреплены Конституцией. Гарантиями основ такого конституционного строя выступают: участие народа или народных представителей в законодательстве, приоритет прав и свобод человека, разделение властей. Новая Конституция установила целостную систему принципов конституционного строя: права и свободы человека и гражданина как высшая ценность, народовластие, разделение властей, государственный суверенитет, верховенство права, политическое и идеологическое многообразие, единство экономического пространства и свобода экономической деятельности, социальный характр государства, светский характер государства, признание и гарантирование местного самоуправления.
Во второй раскрыты права и свободы человека и гражданина. В основу этой главы положены общепринятые нормы и принципы международного права в области прав человека, утвержденные Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и гарантии государства в реализации этих прав, предусмотренные Заключительным актом совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.
В третьей главе раскрыто федеративное устройство Российской Федерации. Статья 65 закрепляет субъектный состав Федерации. В названиях республик отражен тот факт, что они образованы на исторических территориях проживания ряда крупных народов России, входящих в состав многонационального государства, с учетом принципа самоопределения народов. Конституция гарантирует равноправие всех субъектов Федерации и обеспечение равенства прав всех наций и народностей.
В четвертой главе Конституции определен статус Президента России. По статье 80 (часть 1) он является главой государства России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. Согласно Конституции Президент — гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, что является его важнейшей задачей и функцией. Президент избирается всенародным голосованием на четыре года.
Глава пятая посвящена структуре, функциям и порядку избрания Федерального Собрания, осуществляющего законодательную власть в России. Оно состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Первая олицетворяет представительство субъектов Федерации, а вторая — представительство граждан России. Одна из главных функций Собрания — обсуждение, принятие и контроль за соблюдением бюджета и законов России.
Глава шестая посвящена порядку формирования, функциям и деятельности Правительства Российской Федерации. В ней отмечается, что Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти. Одной из главнейших его задач является обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории России.
Глава седьмая — «Судебная власть» — в качестве самостоятельного раздела Конституции определяет полномочия и порядок формирования судов. Впервые после судебной реформы Александра II вводится осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, с использованием института присяжных заседателей. Определяются функции Конституционного Суда, решающего вопрос о соответствии того или иного документа или действия Конституции РФ. Статья 129, касающаяся Прокуратуры, не возлагает на нее, как это было прежде, надзор за точным и единообразным исполнением действующих законов. Среди ее основных функций названо участие прокурора в судопроизводстве в качестве стороны, поддерживающей государственное обвинение, и надзор за осуществлением расследования уголовных дел. Надзорная деятельность Прокуратуры, в отличие от прежней, менее определена.
Глава восьмая — «Местное самоуправление» — исходит из положения о том, что единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть как непосредственно через органы государственной власти, так и через органы местного самоуправления. Часть 2 статьи 130 Конституции закрепляет положение о том, что местное самоуправление осуществляется гражданами не только через выборные и другие органы местного самоуправления, но и путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления. Согласно статье 132 государство может передавать часть своих полномочий органам местного самоуправления и осуществлять контроль за их выполнением. Определены также экономические основы местного самоуправления.
ответ в объяснении.
Объяснение:
Принятие Конституции РФ осуществлялось в рамках конституционной реформы, проводимой в стране. Конституция РФ была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 г. после официального подсчета голосов Центральной избирательной комиссией РФ, которая признала референдум состоявшимся, а Конституцию — принятой.
Структурно Конституции РФ состоит из преамбулы и двух разделов.
Преамбула (вводная часть) не содержит правовых норм, однако играет существенную роль, так как в ней указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию данного документа.
Первый раздел содержит основные конституционные положения, во втором же разделе закреплены заключительные и переходные положения.
Конституция РФ определяет правовой статус Российской Федерации, а именно Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции).
В Конституции РФ получила закрепление новая концепция организации государственной власти, в основу которой положена идея разделения властей. В гл. 1 «Основы конституционного строя» утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной; признаются многопартийность, идеологическое многообразие (ст. 13).
В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами государства. Эта идея является одной их основополагающих в Конституции РФ.
Глава 3 называется «Федеративное устройство». После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 г. Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию.
Остальные главы посвящены системе государственной власти и принципам организации местного самоуправления в России.
Конституция РФ как Основной закон нашей страны обладает важными юридическими признаками.
В отличие от других законодательных актов Конституция РФ имеет учредительный, основополагающий характер. Предметом конституционного регулирования являются основные свойства политической, экономической, социальной и духовной сфер жизни общества. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.
Верховенство как юридическое свойство Конституции РФ означает, что она по значимости регулируемых отношений и правовой силе ее норм составляет вершину системы права и действует на всей территории РФ. Как основной источник права Конституция РФ содержит исходные начала всей системы права. Все законы и иные акты государственных органов издаются на ее основе и в соответствии с ней. Текущее законодательство развивает положения Конституции.
Высшая юридическая сила Конституции РФ определяется степенью ее обязательности. Соблюдать Конституцию должны все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения (ч. 1 ст. 15). Ее нарушение признается правонарушением, а виновные лица в зависимости от тяжести содеянного привлекаются к различным видам ответственности. Строгое и точное соблюдение Конституции — это наивысшая норма поведения для всех субъектов права.
Прямое действие Конституции РФ означает, что установленные ею нормы, принципы используются прямо и непосредственно при регулировании конкретных отношений, не требуется принятия дополнительных нормативных актов.
Доклад на тему: "Конституция Российской Федерации"»
Конституция Российской Федерации
Символы России
Принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. В первой главе раскрываются Основы конституционного строя. Принципиально новый для Конституции раздел, в основу которого положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. В ней гражданин не ставится под иго всевластного государства. Государство лишь выступает как официальный представитель общества, правомочный осуществлять функции, которые за ним закреплены Конституцией. Гарантиями основ такого конституционного строя выступают: участие народа или народных представителей в законодательстве, приоритет прав и свобод человека, разделение властей. Новая Конституция установила целостную систему принципов конституционного строя: права и свободы человека и гражданина как высшая ценность, народовластие, разделение властей, государственный суверенитет, верховенство права, политическое и идеологическое многообразие, единство экономического пространства и свобода экономической деятельности, социальный характр государства, светский характер государства, признание и гарантирование местного самоуправления.
Во второй раскрыты права и свободы человека и гражданина. В основу этой главы положены общепринятые нормы и принципы международного права в области прав человека, утвержденные Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и гарантии государства в реализации этих прав, предусмотренные Заключительным актом совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.
В третьей главе раскрыто федеративное устройство Российской Федерации. Статья 65 закрепляет субъектный состав Федерации. В названиях республик отражен тот факт, что они образованы на исторических территориях проживания ряда крупных народов России, входящих в состав многонационального государства, с учетом принципа самоопределения народов. Конституция гарантирует равноправие всех субъектов Федерации и обеспечение равенства прав всех наций и народностей.
В четвертой главе Конституции определен статус Президента России. По статье 80 (часть 1) он является главой государства России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. Согласно Конституции Президент — гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, что является его важнейшей задачей и функцией. Президент избирается всенародным голосованием на четыре года.
Глава пятая посвящена структуре, функциям и порядку избрания Федерального Собрания, осуществляющего законодательную власть в России. Оно состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Первая олицетворяет представительство субъектов Федерации, а вторая — представительство граждан России. Одна из главных функций Собрания — обсуждение, принятие и контроль за соблюдением бюджета и законов России.
Глава шестая посвящена порядку формирования, функциям и деятельности Правительства Российской Федерации. В ней отмечается, что Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти. Одной из главнейших его задач является обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории России.
Глава седьмая — «Судебная власть» — в качестве самостоятельного раздела Конституции определяет полномочия и порядок формирования судов. Впервые после судебной реформы Александра II вводится осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, с использованием института присяжных заседателей. Определяются функции Конституционного Суда, решающего вопрос о соответствии того или иного документа или действия Конституции РФ. Статья 129, касающаяся Прокуратуры, не возлагает на нее, как это было прежде, надзор за точным и единообразным исполнением действующих законов. Среди ее основных функций названо участие прокурора в судопроизводстве в качестве стороны, поддерживающей государственное обвинение, и надзор за осуществлением расследования уголовных дел. Надзорная деятельность Прокуратуры, в отличие от прежней, менее определена.
Глава восьмая — «Местное самоуправление» — исходит из положения о том, что единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть как непосредственно через органы государственной власти, так и через органы местного самоуправления. Часть 2 статьи 130 Конституции закрепляет положение о том, что местное самоуправление осуществляется гражданами не только через выборные и другие органы местного самоуправления, но и путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления. Согласно статье 132 государство может передавать часть своих полномочий органам местного самоуправления и осуществлять контроль за их выполнением. Определены также экономические основы местного самоуправления.