Практикум по обществознанию в 6 классе на тему: Познание человеком мира и самого себя 1. Вставьте в предложение пропущенное слово:
«Познание мира для каждого из нас начинается с раннего»
2. Вставьте в предложение пропущенное слово:
«Вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание об окружающем мире - это ...»
3. Вставьте в предложение пропущенное слово:
Этот английский философ говорил: «Знание сила».
4. Вставьте в предложение пропущенное слово:
«Самооценка человека-…»
А. может быть правильной или ложной
Б. выражает мнение окружающих о нём
В. всегда основывается на его внешних данных
Г. не распространяется на его личностные качества
5.Вставьте в предложение пропущенное слово:
Перед вами четыре окончания предложения. Один вариант -неправильный. Найдите его.
«Познание самого себя»
А. является важнейшей потребностью человека
Б. предполагает исследование своих
В. никак не связано с познанием окружающего мира
Г изменить свои отношения с окружающим миром
6. Вставьте в предложение пропущенное слово.
«Познание мира происходит в труде, учебе, игре, ».
А. общении
Б. развитии
В. самосознании
Г. Сознании
7. Вставьте в предложение пропущенное слово:. «Объективная (правильная) самооценка»
А. сдерживает развитие
Б достичь успеха в деятельности
В. распространяется только на внешние качества
Г. невозможна, так как человек не может видеть себя со стороны
8. Познание самого себя предполагает:
А) исследование человеком своих и возможностей;
Б) поиск того вида деятельности, который человеку реализовать себя как личность.
9. Что характеризует процесс самопознания?
А. приобретение сведений об окружающем мире
Б. получение достоверных знаний о других людях
В. формирование представлений о собственных возможностях
Г. изучение объективных законов мироздания
10. Верно ли, что:
А. Для правильной самооценки важно знать только свои положительные качества.
Б. Для правильной самооценки важно уметь отвергать оценки других людей по отношению к себе?
11. Высшая степень человеческих это:
А. талант
Б. задатки
В. трудо
Г. Упорство
12. Что важно делать для правильной самооценки?
А. Знать свои положительные и отрицательные стороны
Б. Выбирать себе друзей, среди которых человек будет лучше, умнее
В. Дружить только с людьми, которые достигли высоких результатов в чем-то
13. Верны ли суждения о самооценке человека:
А. Самооценка может быть высокой и низкой
Б. Заниженная самооценка поверить в себя, преодолеть все трудности?
14. Выберите один вариант ответа.
«Условие, при котором человека можно назвать к какой-либо деятельности – это, в первую очередь»
А. желание заниматься этим видом деятельности
Б. интерес к данной деятельности
В. волевые усилия, проявленные в этой деятельности
Г. успех в этой деятельности
15.Заполните схему: А) Одаренность Б) Гениальность В) Талант
16.Решите кроссворд
По горизонтали:
1.Один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.
4.Человек – носитель каких-либо качеств, свойств.
По вертикали:
человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.
3.Наука, изучающая внутренний мир человека.
Социальная структура общества — строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношения между ними.
Роль социальной структуры:
1) организует общество в единое целое;
сохранению целостности и стабильности общества.
Социальные отношения — это определённые устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп.
Сотрудничество1) Выражено в обоюдной заинтересованности, выгодности отношений для обеих сторон.
2) Направлено на достижение возникающей совместной цели, что содействует также укреплению взаимопонимания, партнёрства, дружбы.
3) Связано с такими качествами, как верность, признательность, уважение, поддержка и т. п.
Соперничество1) Выражено в стремлении опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника.
2) Связано с отсутствием общих, совместных целей; каждая сторона считает соперника, его социальные позиции, действия препятствием на пути достижения цели.
Соперничество в социальных отношениях часто приводит к социальным конфликтам.
В зависимости от состава участников социальные отношения подразделяются на следующие виды:
Социально-групповые — отношения между классами, социальными слоями Социально-демографические — отношения между мужчинами, женщинами, детьми, молодежью, пенсионерами Социально-этнические — отношения между нациями, народностями, национальными и этнографическими группами Социально-профессиональные — отношения между трудовыми коллективами, профессиональными объединениями. Межличностные — отношения человека с окружающими его людьми.Социальная стратификация — это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объёмом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.
Страта — это реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединённая каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и др.).
Социальная дифференциация — это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нём разное положение.
Стратификация имеет существенные характеристики:
1) верхние слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения) по отношению к нижним слоям;
2) верхние слои значительно меньше нижних по количеству входящих в них членов общества.
Социальная структура общества есть часть социальной системы и объединяет в себе два компонента:
социальные связи
социальный состав
Социальный состав – это набор элементов, составляющих социальную структуру.
Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной системой со своими подсистемами и связями.
Понятие социальной структуры в обществе обычно употребляют в следующих основных смыслах. В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом смысле – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев групп.
В социологии существует большое множество концепций социальной структуры общества, исторически одной из первых является марксистское учение. В марксисткой социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Наличие классов в обществе отмечалось в науке и до Маркса в начале XIX в. Это понятие широко использовали французские историки Ф. Гизо, О. Тьерри и английские и французские политэкономы А. Смит и Д. Риккардо. Однако наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений. Процесс образования классов происходил двумя путями:
путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати
путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадавших в долговую кабалу.
«новая буржуазия» - предприниматели, банкиры и т.д.;
крестьянство