Практическая работа по Обществознанию № 24
Тема: «Гражданское общество и правовое государство»
1. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением двух, являются принципами только правового государства. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) верховенство права; 2) незыблемость прав и свобод граждан; 3) государственный контроль над обществом; 4) разделение властей на три ветви; 5) взаимная ответственность государства и личности; 6) суверенитет
2 Какой из приведённых примеров иллюстрирует деятельность институтов гражданского общества?
1) Президент страны провёл плановую встречу с членами Совета безопасности.
2) Государственная дума рассмотрела законопроект, внесённый президентом страны.
3) Совет директоров крупной компании отчитался по итогам года перед собранием акционеров.
4) Совет ветеранов локальных войн и конфликтов провёл благотворительную акцию.
3. Среди приведённых ситуаций укажите пример, иллюстрирующий деятельность организаций, представляющих гражданское общество.
1) выступление инициативной группы жителей микрорайона против строительства элитных коттеджей в лесопарковой зоне;
2) совершение премьер-министром поездки по отдалённым регионам страны с целью ознакомления с условиями жизни населения;
3) выступление парламентской фракции с предложениями поправок к закону о бюджете;
4) назначение советом директоров крупной компании нового финансового директора.
4. В стране Z идёт формирование гражданского общества. Какие из приведённых примеров подтверждают данный вывод реформа системы органов центрального управления.
2) Увеличилось количество независимых средств массовой информации.
3) При многих школах создаются попечительские советы.
4) Внедрена электронная система оказания государственных услуг.
5) Выросло число граждан, принимающих участие в деятельности политических партий.
6) Произведены закупки современного оборудования для детских больниц.
5. К проявлениям гражданского общества в экономической сфере относится:
а) разнообразие форм собственности; б) социальная защита граждан; в) жесткая цензура СМИ; г) свобода совести, слова.
6. Общество с развитыми экономическими, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, - это:
1.Гражданское. 2. Тоталитарное. 3. Правовое. 4. Авторитарное.
7. Найдите черты сходства и отличия правового и тоталитарного государств.
1. Охрана государственной границы.
2. Преследование инакомыслящих.
3. Монополия государственной собственности.
4. Взаимная ответственность граждан и государства.
5. Контроль за соблюдением законов.
8. Соотнесите понятия и их определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А) Гражданское общество.
Б) Гражданство.
В) Правовое государство. 1). Постоянная политико-правовая связь лица и государства, выраженная во взаимных правах и обязанностях. 2). Общество на определенной стадии развития, являющееся основой правового государства. 3). Государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа и обеспечивающее права и свободы личности.
9. Найдите в приведенном ниже списке «ветви», на которые Ш. Монтескье разделил государственную власть. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) законодательная
2) монархическая
3) федеративная
4) исполнительная
5) учредительная
6) избирательная
7) судебная
10. Проанализируйте высказывание и кратко изложите свою точку зрения относительно него: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я
усматриваю государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги» (Платон).
3. Согласны ли вы с утверждением: «Ни один конфликт не был разрешён насилием. Можно победить или проиграть, но, рано или поздно, все равно придётся договариваться» (Р. Злотников, современный писатель)?
Я согласна с утверждением Р. Золотников о том, что конфликт не может быть разрешен насилием и все равно придется договариваться.
В первую очередь, все равно придется договариваться на этапе заключения мирного договора.
Во-вторых, все противоречия невозможно решить одной войной, а вести перманентную - не хватит ресурсов. Поэтому даже после победы в одной войне в дальнейшем придется вести дипломатию, договариваться по решению спорных вопросов.
В-третьих, придется договариваться с обществом, которое только страдает от ведения войны. Война забирает все ресурсы, которым общество богато - от финансов до самих людей. И государству придется договариваться с обществом, объясняя ему не государства вести дипломатические отношения, а тратить все ресурсы на двусмысленные победы.
4. Существует пословица «Худой мир лучше доброй ссоры». Как вы понимаете её смысл? *Выскажите своё мнение и приведите аргументы: всегда ли «худой мир» лучше открытого противоборства?
Думаю, что «худой мир» всегда лучше открытого противоборства, особенно если это касается международных отношений. В межличностных отношениях можно обсудить противоречия и конфликт может быть продуктивным и даже послужить укреплению отношений. Однако противоборство в международных конфликтах ведет к негативным последствиям для всех.
Во-первых, сегодня все страны мира тесно интегрированы в мировую экономику. Открытый конфликт между ними будет сказываться на общемировое состояние экономики и экономик этих стран.
Во-вторых, открытое столкновение - это не то же самое, что «Парад 9 мая». Это человеческие трагедии, страх потерять близких, бедность, голод, уничтожение всего того, что общество строило - от инфраструктуры до социального благополучия. В войне, действительно, нет победителей, все проигравшие. Потому что в войне дети теряют родителей, а родители - детей. Никто не должен умирать только потому что кто-то другой не может вести переговоры успешно.
А В создании духовных ценностей участвуют только профессионалы.
ответ: Ложь. Нет, в создании духовных ценностей участвует все общество.
Б Духовные ценности более долговечны, чем материальные.
ответ: Правда. Духовные ценности имеют большую ценность и передаются между поколениями, поэтому люди стремятся их беречь.
В Свобода человека в обществе ничем не ограничена.
ответ. Ложь. Свобода человека в обществе ограничена свободой другого.
Г Свобода есть возможность действовать по своему усмотрению.
ответ: Правда. Свобода - это возможность мыслить и действовать в соответствии со своими ценностями.
Д Моральный выбор предполагает не только выбор морального отношения к событиям, но и действия в соответствии с ним.
ответ: Правда. Моральный выбор - это определение своего поведения и отношения.
Е Моральный выбор предполагает ориентацию на гуманистические принципы.
ответ: Ложь. Моральный выбор подразумевает ориентацию человека на свои принципы. Они необязательно могут оказаться гуманистическими.
Ж Свобода совести подразумевает как возможность каждого человека исповедовать любую религию, так и возможность не исповедовать никакой.
ответ: Ложь. Свобода совести подразумевает самостоятельное формирование принципов и убеждений. А свобода вероисповедания подразумевает религию.
З Право на образование в ЛНР закреплено в Конституции и конкретизировано в Законе «Об образовании»
ответ: Правда.