По Конституции, Россия является правовым государством.
Статья 1 Конституции РФ гласит: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство» . В то же время текущий текст Конституции РФ не раскрывает это понятие. Континентальная система права базируется на понятии „правовое государство“ — том, что взято в основу нашей Конституции. Это понятие во взаимосвязи с реалиями XXI столетия еще ждёт своей доктринально-концептуальной разработки, что потребует тесного сотрудничества юристов и философов. И хотя проблематика правового государства постоянно находится в центре внимания специалистов в области конституционного права, теории и философии права, к настоящему времени еще ни по одному из принципиальных аспектов этой темы не сложилось того единства взглядов, которое позволяло бы говорить о наличии в российской юридической науке общепризнанной доктрины правового государства. Нет единства даже в вопросе о том, какие именно признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность.
Некоторые исследователи ставят под сомнение, является ли Россия правовым государством. В рейтинге верховенства права Мирового банка Россия находится на уровне Нигера и Того (заметно уступая Мали, Танзании и Габону, но выше Нигерии и Гвинеи) , причём в последние годы этот показатель падал. В соответствии с другими международными рейтингами, оценка независимости судебной системы и эффективности правовой защиты у России ниже, чем у большинства среднеразвитых стран (ниже Пакистана, Египта, Китая, Индонезии, Мексики и др. ; из среднеразвитых стран схожий рейтинг имеют только Аргентина, Перу и Венесуэла) .
В правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью. А защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Данная обязанность предполагает наличие развитой судебной системы, посредством которой осуществляется защита нарушенного права. Цивилизованная модель отправления правосудия сводит роль судей к медиации, а судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. При этом сфера права автономна и отделена от морали. На принимаемые судами решения не должны влиять факторы из вне, либо личная заинтересованность представителей судейского корпуса. Однако, не самостоятельно принимать решения, вследствие низкой квалификации кадров, и нежелание разорвать с коллективистским России, не позволяют судам функционировать на подобных принципах. В принимаемых судами решениях, как и в самой деятельности судов, слишком сильно влияние органов прокуратуры.
Закономерный вывод: Россия, на данном этапе развития, не может называться правовым государством, несмотря на наличие законодательной базы, и судебной власти. Однако, предпосылки для создания условий, в которых произойдет кардинальная смена формата, все-таки существуют.
Статья 1 Конституции РФ гласит: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство» . В то же время текущий текст Конституции РФ не раскрывает это понятие. Континентальная система права базируется на понятии „правовое государство“ — том, что взято в основу нашей Конституции. Это понятие во взаимосвязи с реалиями XXI столетия еще ждёт своей доктринально-концептуальной разработки, что потребует тесного сотрудничества юристов и философов. И хотя проблематика правового государства постоянно находится в центре внимания специалистов в области конституционного права, теории и философии права, к настоящему времени еще ни по одному из принципиальных аспектов этой темы не сложилось того единства взглядов, которое позволяло бы говорить о наличии в российской юридической науке общепризнанной доктрины правового государства. Нет единства даже в вопросе о том, какие именно признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность.
Некоторые исследователи ставят под сомнение, является ли Россия правовым государством. В рейтинге верховенства права Мирового банка Россия находится на уровне Нигера и Того (заметно уступая Мали, Танзании и Габону, но выше Нигерии и Гвинеи) , причём в последние годы этот показатель падал. В соответствии с другими международными рейтингами, оценка независимости судебной системы и эффективности правовой защиты у России ниже, чем у большинства среднеразвитых стран (ниже Пакистана, Египта, Китая, Индонезии, Мексики и др. ; из среднеразвитых стран схожий рейтинг имеют только Аргентина, Перу и Венесуэла) .
В правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью. А защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Данная обязанность предполагает наличие развитой судебной системы, посредством которой осуществляется защита нарушенного права. Цивилизованная модель отправления правосудия сводит роль судей к медиации, а судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. При этом сфера права автономна и отделена от морали. На принимаемые судами решения не должны влиять факторы из вне, либо личная заинтересованность представителей судейского корпуса. Однако, не самостоятельно принимать решения, вследствие низкой квалификации кадров, и нежелание разорвать с коллективистским России, не позволяют судам функционировать на подобных принципах. В принимаемых судами решениях, как и в самой деятельности судов, слишком сильно влияние органов прокуратуры.
Закономерный вывод: Россия, на данном этапе развития, не может называться правовым государством, несмотря на наличие законодательной базы, и судебной власти. Однако, предпосылки для создания условий, в которых произойдет кардинальная смена формата, все-таки существуют.