Воспитание растущего поколения в России сегодня происходит в условиях становления правового государства, изменений в различных сферах общественной жизни. Создание демократического законного государства связано с процессом формирования правовой культуры общества. Правовая культура обеспечивает предоставления свободы и безопасности личности, гарантирует правовую защиту человека и формирует гражданскую активность, основывает моральную атмосферу, где все люди защищены от произвола и могут беспрепятственно осуществлять свое творчество. В то же время криминализация нашего общества, связанная с возрастанием молодежной преступности, юридический нигилизм, недостаточная инициативность правоохранительных органов и многие другие проблемы потребовали пересмотра ряда положений правовой культуры. В настоящее время использовать юридические, нормативные акты должен уметь каждый гражданин России, начиная с малого возраста. Это может быть реализовано только при условии формирования правовой культуры. Одной из особенностей зрелого общества является существование совершенной системы правового регулирования. Основа этой системы – высокий уровень правовой культуры членов данного общества. Для построения в нашей стране демократического государства, нужно воспитывать активных молодых людей с выработанным знанием права. Человек, достигший восемнадцати лет, будучи абсолютно дее гражданином должен ясно знать свои права и обязанности. К сожалению, в наше время молодые люди не обладают в полной мере такими знаниями. В чем же причина такого невежества? Причин много: и нежелание ребенка получать эти знания, и недостаточно качественная работа специалистов в этом плане, и ограниченность школьной программы. Некоторые школьники просто не понимают, зачем им нужны правовые знания, ведь многие из них еще не попадали в такие ситуации, когда нужно их применить. Задача учителей – объяснить ребенку всю важность и значимость правовой культуры. В стандартной программе обучения обучающиеся касаются этого на уроках обществознания, а кроме того – только на классных часах и факультативах. Ученик, имеющий четкие знания правовой культуры должен: - знать все законы, касающиеся его прав; - уметь применять их в различных жизненных ситуациях; - отстаивать права: свои и других. Для формирования этих качеств необходимо разнообразие форм: не только лекций и бесед, но и практикумов, на которых учитель предлагает ученикам разобрать различные правовые ситуации [1]. Формирование правовой культуры призвано стать основой организационной сферы жизнедеятельности учеников. Школа и другие образовательные учреждения могут и обязаны быть первоначальным опытом участия молодых людей в коллективной жизни, целенаправленно подключать своих учеников в систему коллективных отношений, формировать в них чувство гражданственности, желание иметь собственную позицию в жизни, умение и желание ее выражать, беспокоиться не только о своем благе, но и о преуспевании своего Отечества. Находить гармонию между уникальностью собственного «Я» и универсальностью социальных запросов личность сможет только в том случае, если с малых лет ребенок понимает значимость таких отношений, как отношения взаимной требовательности, деловой зависимости, самодисциплины, руководства, подчинения [2]. Конечно, ребенок, не достигший восемнадцати лет, сможет защищать некоторые свои права только в присутствии своего законного представителя (например, если дело касается серьезных разбирательств в суде по поводу насилия над ребенком, жестокого обращения). Однако знания, отношения и опыт, составляющие правовую культуру, будут востребованы в различных жизненных ситуациях, в том числе, в таких, где от наличия у ребёнка правовой культуры зависит его личная безопасность. В современных исследованиях проблем правового воспитания определяются задачи, формы и средства формирования правовой культуры школьников. К основным задачам формирования правовой культуры относятся следующие: - расширять у школьников запас правовых знаний, знакомить их с правовым и политическим устройством общества, формировать базу правового и политического сознания личности; - научить школьников приемам безопасного и ответственного поведения, воспитать умения пользоваться своими правами, личными свободами и следовать своим обязанностям, научить ребят разбирать политическую информацию; Средства и формы правового и политического воспитания учеников, основные направления деятельности: - отступление от авторитарных методов во взаимодействии с учеником; - педагогика ненасилия; - создание в школе духа свободной дискуссии; - развитие гражданских позиций учителя; - формирование высокой культуры общения; - становление и распространение опыта правового поведения.
Воспитание растущего поколения в России сегодня происходит в условиях становления правового государства, изменений в различных сферах общественной жизни. Создание демократического законного государства связано с процессом формирования правовой культуры общества. Правовая культура обеспечивает предоставления свободы и безопасности личности, гарантирует правовую защиту человека и формирует гражданскую активность, основывает моральную атмосферу, где все люди защищены от произвола и могут беспрепятственно осуществлять свое творчество. В то же время криминализация нашего общества, связанная с возрастанием молодежной преступности, юридический нигилизм, недостаточная инициативность правоохранительных органов и многие другие проблемы потребовали пересмотра ряда положений правовой культуры. В настоящее время использовать юридические, нормативные акты должен уметь каждый гражданин России, начиная с малого возраста. Это может быть реализовано только при условии формирования правовой культуры. Одной из особенностей зрелого общества является существование совершенной системы правового регулирования. Основа этой системы – высокий уровень правовой культуры членов данного общества. Для построения в нашей стране демократического государства, нужно воспитывать активных молодых людей с выработанным знанием права. Человек, достигший восемнадцати лет, будучи абсолютно дее гражданином должен ясно знать свои права и обязанности. К сожалению, в наше время молодые люди не обладают в полной мере такими знаниями. В чем же причина такого невежества? Причин много: и нежелание ребенка получать эти знания, и недостаточно качественная работа специалистов в этом плане, и ограниченность школьной программы. Некоторые школьники просто не понимают, зачем им нужны правовые знания, ведь многие из них еще не попадали в такие ситуации, когда нужно их применить. Задача учителей – объяснить ребенку всю важность и значимость правовой культуры. В стандартной программе обучения обучающиеся касаются этого на уроках обществознания, а кроме того – только на классных часах и факультативах. Ученик, имеющий четкие знания правовой культуры должен: - знать все законы, касающиеся его прав; - уметь применять их в различных жизненных ситуациях; - отстаивать права: свои и других. Для формирования этих качеств необходимо разнообразие форм: не только лекций и бесед, но и практикумов, на которых учитель предлагает ученикам разобрать различные правовые ситуации [1]. Формирование правовой культуры призвано стать основой организационной сферы жизнедеятельности учеников. Школа и другие образовательные учреждения могут и обязаны быть первоначальным опытом участия молодых людей в коллективной жизни, целенаправленно подключать своих учеников в систему коллективных отношений, формировать в них чувство гражданственности, желание иметь собственную позицию в жизни, умение и желание ее выражать, беспокоиться не только о своем благе, но и о преуспевании своего Отечества. Находить гармонию между уникальностью собственного «Я» и универсальностью социальных запросов личность сможет только в том случае, если с малых лет ребенок понимает значимость таких отношений, как отношения взаимной требовательности, деловой зависимости, самодисциплины, руководства, подчинения [2]. Конечно, ребенок, не достигший восемнадцати лет, сможет защищать некоторые свои права только в присутствии своего законного представителя (например, если дело касается серьезных разбирательств в суде по поводу насилия над ребенком, жестокого обращения). Однако знания, отношения и опыт, составляющие правовую культуру, будут востребованы в различных жизненных ситуациях, в том числе, в таких, где от наличия у ребёнка правовой культуры зависит его личная безопасность. В современных исследованиях проблем правового воспитания определяются задачи, формы и средства формирования правовой культуры школьников. К основным задачам формирования правовой культуры относятся следующие: - расширять у школьников запас правовых знаний, знакомить их с правовым и политическим устройством общества, формировать базу правового и политического сознания личности; - научить школьников приемам безопасного и ответственного поведения, воспитать умения пользоваться своими правами, личными свободами и следовать своим обязанностям, научить ребят разбирать политическую информацию; Средства и формы правового и политического воспитания учеников, основные направления деятельности: - отступление от авторитарных методов во взаимодействии с учеником; - педагогика ненасилия; - создание в школе духа свободной дискуссии; - развитие гражданских позиций учителя; - формирование высокой культуры общения; - становление и распространение опыта правового поведения.