возможность функционирования при ограниченной информации о цене и издержках;
гибкая при к изменениям (в 70-х годах рост цен на энергоносители обусловил разработку альтернативных источников и ресурсосбережение);
оптимальное использование результатов НТР;
свобода выбора и свобода действий;
к удовлетворению разнообразных потребностей.
Негативные стороны рынка:
В экономической литературе выделяются 5 "фиаско" (или "провалов") рынка:
не производит общественные блага. Общественные блага – это блага, потребление которых одним лицом не может исключить их из потребления других лиц. Примеры: внутренняя и внешняя безопасность, научные знания. Проблема «безбилетников». Особенность знаний - частичного преодоления их характера общественного блага удается достичь при засекречивания результатов исследований, а также патентной системы.
существование побочные эффекты (экстерналии). Относится к ситуации, когда производство того или иного блага сопряжено с позитивным или негативным эффектом для общества, не учитываемым рынком (например, загрязнение окружающей среды).
естественно возникающие нарушения условий совершенной конкуренции. Рынок не противостоять монополистическим тенденциям. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии, создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка (в виде высоких цен, а следовательно, наличия сверхприбыли). На рынке технологий ситуация «провалов» рынка появляется достаточно часто и выражается главным образом в усилении монопольной власти отдельных фирм, обладающих уникальной технологией и производящих уникальную продукцию, не имеющей аналогов или близких заменителей. В связи с этим устанавливаются цены монопольно высокие, приводящие к потерям общества от недопроизводства и недопотребления товаров, или монопольно низкие, что, в свою очередь, ограничивает конкуренцию между фирмами;
порождает недостаток информации у хозяйственных субъектов и ее асимметрию. Случаи асимметрии информации выражаются в неосведомленности всех участников о технологиях, ценах, методах государственной и негосударственной поддержки и финансирования и т.д. Асимметрия информации о финансовых инновациях как один из примеров «провалов глобального рынка» привела к глобальному финансовому кризису 2008-2009 гг. Обладая формальными признаками финансовых инноваций, спекулятивные инструменты фондового рынка включают существенную субъективную составляющую, человеческий фактор их умелого рискованного использования.
рынок может действовать, но общество не согласно с результатами его действия. Здесь - два варианта. Первый - мериторные блага; примеры: наркотики, с одной стороны, симфонические концерты (культурные услуги), с другой. Второй - негативное отношение общества к ряду общих последствий функционирования рынка (например, к высокой дифференциации доходов, распространению бедности, наличию значительных по размерам маргинальных слоев населения и т.п.).
Преимущества рынка:
эффективное распределение ресурсов;
возможность функционирования при ограниченной информации о цене и издержках;
гибкая при к изменениям (в 70-х годах рост цен на энергоносители обусловил разработку альтернативных источников и ресурсосбережение);
оптимальное использование результатов НТР;
свобода выбора и свобода действий;
к удовлетворению разнообразных потребностей.
Негативные стороны рынка:
В экономической литературе выделяются 5 "фиаско" (или "провалов") рынка:
не производит общественные блага. Общественные блага – это блага, потребление которых одним лицом не может исключить их из потребления других лиц. Примеры: внутренняя и внешняя безопасность, научные знания. Проблема «безбилетников». Особенность знаний - частичного преодоления их характера общественного блага удается достичь при засекречивания результатов исследований, а также патентной системы.
существование побочные эффекты (экстерналии). Относится к ситуации, когда производство того или иного блага сопряжено с позитивным или негативным эффектом для общества, не учитываемым рынком (например, загрязнение окружающей среды).
естественно возникающие нарушения условий совершенной конкуренции. Рынок не противостоять монополистическим тенденциям. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии, создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка (в виде высоких цен, а следовательно, наличия сверхприбыли). На рынке технологий ситуация «провалов» рынка появляется достаточно часто и выражается главным образом в усилении монопольной власти отдельных фирм, обладающих уникальной технологией и производящих уникальную продукцию, не имеющей аналогов или близких заменителей. В связи с этим устанавливаются цены монопольно высокие, приводящие к потерям общества от недопроизводства и недопотребления товаров, или монопольно низкие, что, в свою очередь, ограничивает конкуренцию между фирмами;
порождает недостаток информации у хозяйственных субъектов и ее асимметрию. Случаи асимметрии информации выражаются в неосведомленности всех участников о технологиях, ценах, методах государственной и негосударственной поддержки и финансирования и т.д. Асимметрия информации о финансовых инновациях как один из примеров «провалов глобального рынка» привела к глобальному финансовому кризису 2008-2009 гг. Обладая формальными признаками финансовых инноваций, спекулятивные инструменты фондового рынка включают существенную субъективную составляющую, человеческий фактор их умелого рискованного использования.
рынок может действовать, но общество не согласно с результатами его действия. Здесь - два варианта. Первый - мериторные блага; примеры: наркотики, с одной стороны, симфонические концерты (культурные услуги), с другой. Второй - негативное отношение общества к ряду общих последствий функционирования рынка (например, к высокой дифференциации доходов, распространению бедности, наличию значительных по размерам маргинальных слоев населения и т.п.).