ответить на вопросы: 1. Как соотносятся или в чем противоречие между необходимостью обеспечения высокого уровня жизни людей и ограниченностью экономических благ?
2. Чем определяется необходимость общества искать пути и рационального использования и распределения ограниченных ресурсов.
3. Добыча полезных ископаемых, как правило, влечет за собой нанесение ущерба окружающей среде. Люди вынуждены делать выбор между потребностью в большем объеме энергии и желанием сохранить природную среду. Как общество решает эту проблему?
4. Согласны ли Вы с утверждением, что при рассмотрении проблемы ограниченности ресурсов в экономике важно подчеркнуть, что каждая страна по-своему пытается добиться эффективности их использования, исходя из целей, идеологии, обеспеченности ресурсами?
5. Россия – страна, наиболее щедро наделенная природными ресурсами. Какими ресурсами?
6. Можно добывать тонны угля, однако при транспортировке нести потери более чем 20 процентов, или добывать много нефти и экспортировать ее в сыром виде, а не перерабатывать в продукты. Простое выкачивание природных ресурсов не экономическому росту страны, а превращает ее в сырьевой придаток мировой экономики. Какие меры может принять государство для эффективного использования ограниченных природных ресурсов?
О праве на труд говорится в статье 37 Конституции РФ.
Согласно этой статье, каждый имеет право свободно распоряжаться своими к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Помимо этого статья закрепляет:
запрет принудительного труда;
право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного МРОТа;
право на защиту от безработицы;
право на индивидуальные и коллективные трудовые споры;
право на забастовку;
право на отдых.
У истоков социального рыночного хозяйства стояли профессора Франц Бём, Вальтер Ойкен и Ганс Гросман-Дёрт, сформулировавшие принципы неолиберализма. На основе их идей и была разработана эта концепция(Альфред Мюллер-Армак, Александер Рюстов, Вильгельм Рёпке и Людвиг Эрхард).
Осуществлению этого "чуда" в Западной Германии следующие условия: широкаясоциальная база для развития свободного предпринимательства американских оккупационныхвойск в поддержании политической и социальной стабильности по плану Маршалла, но главное, четкопроработанная концепция преобразований в германском обществе, разработанная фрайбургской школойеще в период второй мировой войны. Реформа оказалась успешной в значительной степени потому, что еепроводили сами авторы. Это тот редкий случай, когда создателям теоретической концепции представиласьвозможность проверить ее на практике.
Ойкен предлагал всего два направления государственной экономической политики. Во-первых, этоформирование хозяйственного строя. По своему содержанию эти меры должны сводиться к установлениюединых для всех субъектов экономической деятельности «правил игры» и контролю над тем, чтобы все этиправила соблюдали. К таким мерам, прежде всего, должны относиться обеспечение максимальной свободыконкуренции и борьба с монополиями. Кроме того, должны выдерживаться определенные пропорции междучастной и государственной собственностью, между прямыми и косвенными формами вмешательства. Установление и поддержание хозяйственного порядка предполагает выработку законодательной, правовойосновы хозяйствования. Вторым направлением государственной экономической политики Ойкен виделвоздействие на реальный процесс воспроизводства, если этот процесс по каким-то причинам отклоняется отнамеченного. Сюда он относил весь комплекс государственных мероприятий по роста [19].
В 60-е гг. последователи Ойкена несколько изменили его теорию «строя конкуренции», в результате чегосложилась модель «социального рыночного хозяйства». Один из главных теоретиков его -- Мюллер-Армак -- не считал регулирование монополии и конкуренции главным средством стабилизации капитализма. Признавая общие принципы ордолиберализма, он отказался от попыток возрождения свободы конкуренциипутем «обуздания» монополий. В своей концепции он перенёс акцент на вопросы сознательной социальнойполитики. У Ойкена эти вопросы не имели самостоятельного значения, поскольку он связывал лучшуюсоциальную справедливость просто со свободой рынка. Мюллер-Армак же считал, что цель деятельностинациональной экономики должна состоять в том, что на базе высокоэффективной и гибкой экономическойсистемы, основанной на конкуренции, добиваться социального прогресса. Путем к такому «экономическомугуманизму» и должно стать «социальное рыночное хозяйство».
Поэтому Мюллер-Армак важнейшей составляющей своей модели провозглашает активную социальнуюполитику, подчиненную принципу «социальной компенсации»; она, по мысли автора, должна обеспечить«социальный мир» в обществе, атмосферу сотрудничества и взаимо что является благоприятной«средой обитания» для рыночной системы. Главными инструментами такой политики «компенсации» онназывал:
— прогрессивное налогообложение доходов, что позволит сократить разрыв между высокими и низкимидоходами;
— бюджетные дотации малообеспеченным слоям населения, что обеспечить им приемлемыйуровень жизни;
— создание развитой системы социального страхования (по болезни, безработице и т.п.) и социальнойинфраструктуры (образование, здравоохранение и т.п.) [19].
Концепция социального рыночного хозяйства -- это попытка синтезировать гарантированную свободу в рыночной экономике с идеалами социального государства, связанными ссоциальной защищенностью и справедливостью. Эта модель рассматривается авторами как «третий путь», пролегающий между капитализмом (XIX -- начала ХХ веков) и тоталитарной административной экономикой, как путь, ведущий к свободному, эффективному строю в экономике и обществе. Поэтому данная концепциявесь послевоенный период была официальной доктриной в ФРГ и лежала в основе экономической системы, которую на практике осуществил путем ряда реформ в 50-е гг. еще один известный немецкий экономист игосударственный деятель -- Людвиг Эрхард.