Отличительной особенностью экологического кризиса, развивающегося в современную
эпоху, является то, что он:
А) нарушает экологическое равновесие; Б) носит глобальный характер;
В) порожден хозяйственной деятельностью человека; Г) приводит к изменению природных
ландшафтов
2.Мария занимается спортом, читает художественную литературу. Это характеризует еѐ как
а) Человека; б) Ученицу; в) Личность; г) Индивида
3.На определение цели в деятельности людей влияет
А) Результаты деятельности; Б) Потребности человека; В) Необходимые средства; Г)
Оценки людей
4. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной
сферы общества?
А) Религия, образование; Б) Власть, партия; В) Деньги, собственность; Г) Семья,
этнос
5. Что является отличительным признаком науки?
А) эмоциональное воздействие на человека; Б) отражение представлений о добре и зле;
В) объяснение сущности явлений и событий; Г) обращение к сверхъестественным силам
6. Верны ли суждения о духовной жизни общества?
А. В процессе духовной жизни формируется мировоззрение человека.
Б. Религиозная вера относится к сфере духовной жизни человека.
1) Верно только А 2) Верно только Б
3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о морали?
А) Нормы морали опираются на представления общества о прекрасном и безобразном.
Б) Нормы морали обращены ко всем людям, вне зависимости от их положения в обществе.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
8. Прочитайте приведѐнный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой
(А) Идеи гуманизма были сформулированы в эпохе Возрождения. (Б) Гуманизм остаѐтся важным
принципом современного общества. (В) Очевидно, что гуманизм – основа для нравственного
поведения многих людей. Определите, какие(ое) положения(е) текста
1. Отражают(ет) факты; 2. Выражают(ет) мнение
А Б В
9. Сравните черты приобретенного и предписанного статуса Выберите и запишите в первую
колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые
номера черт отличия.
1) положение человека в обществе; 2) совокупность прав и обязанностей;
3) статус принадлежит от рождения; 4) статус достигается в течение жизни
Черты
сходства
Черты различия
10. Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу,
данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
А) защита от холода
Б) общение с друзьями
В) реализация своих Г) самосохранение
Д) достижение карьерного роста
1) биологические
2) социальные
11. Установите соответствие между социальными фактами и сферами общественной жизни: к
каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго
столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
А) расчѐт параметров бюджета страны
Б) создание службы занятости населения
В) очередные выборы главы государства
Г) разработка бизнес-плана компании
Д) концерт всемирно известного музыканта
12. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию
«биологические потребности человека». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда,
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) воспроизводство рода, 2) самореализация, 3) питание, 4) дыхание, 5) движение, 6) общение, 7)
отдых.
13. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Действия животных, основанные на
инстинктах
Поведение
Действия человека, в основе которых
лежит мышление
…
14. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.
2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.
3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.
5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер
15. Внутреннее устройство общества традиционно называют:
А) социальным институтом; Б) социальной структурой;
В) социальной мобильностью; Г) социальным неравенством
17. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий.
1) род;
2) племя;
3) этнос;
4) нация;
5) народность.
18. Заполните пропуски в тексте, выбрав слова из предложенного списка. Обратите внимание:
слова в списке даны в именительном падеже и единственном числе.
Чтобы достичь поставленной (1), человек должен продумать свои (2) и
выбрать лучшие (3). Нужно предусмотреть все неблагоприятные (4) и
постараться избежать их. Мы называем этот процесс оценкой возможного (5).
Слова для заполнения пропусков:
действие
последствие
риск
средство
цель
Научное мышление принято считать творческим и наделять соответствующими атрибутами. Эта позиция, впрочем, имеет и оппонентов, стремящихся представить научную мысль как реализацию готовых алгоритмов. Однако, во-первых, наука располагает алгоритмами не на все случаи жизни, новые проблемы далеко не всегда могут быть решены по аналогии со старыми, на основе существующих алгоритмов. Во-вторых, даже те алгоритмы, которые имеются в арсенале науки, не всегда доступны каждому конкретному ученому: он может не знать об их существовании, не уметь ими пользоваться, и т.д. и в результате часто вынужден заниматься "изобретением велосипеда", что, безусловно, является творческим - но не на социальном, а на индивидуальном уровне - процессом. В-третьих, исходные элементы этого процесса - объясняемый феномен, знание, на основе которого строится объяснение, и другие - могут быть хорошо известны науке. Однако их соединения в конкретном акте научного мышления, как правило, уникален, и в результате эти акты обычно являются творческими. Даже осуществление формально-логической операции может носить творческий характер: "казалось бы, столь простая с формальной точки зрения операция как выведение из двух посылок некоторого заключения в содержательной науке может быть революционным делом, если не видна внутренняя связь между посылками".