Особенности современного мира В обществознании существуют две точки зрения на проблемы будущего существования и
развития общества.
Первую точку зрения можно назвать оптимистической. По мнению немецкого философа
и социолога Карла Ясперса (1883—1969), в будущем человечество ждет единство мира,
свободное общение (прежде всего в сфере духа), преобразование души человека,
преодоление насилия.
Таким оптимистическим прогнозам противостоит вторая точка зрения —
пессимистическая. Немецкий философ и культуролог Освальд Шпенглер (1880 —1936)
предсказал скорый упадок западноевропейской культуры, кризис и гибель человеческой
цивилизации.
Современные социологи выделяют следующие особенности развития современного мира.
Единство и целостность человечества как социальной общности. В современном мире
человек все более осознает свою тесную связь со всей цивилизацией. Этому осознанию
всеохватывающий характер научно-технического прогресса; процесс
интернационализации мировых экономических отношений, а также средств массовой
информации и коммуникации; возникновение глобальных проблем человечества.
Переход к информационному обществу, изменяющий перспективы развития цивилизации.
Постепенно в современном обществе происходит переориентация с технического и
индустриального факторов на фактор человеческий, личностный, в той или иной степени
связанный с накоплением и использованием информации.
Многообразие форм современной цивилизации. Человечество реализует себя в
разнообразных типах обществ, этнических общностей, культурных пространств,
религиозных верований, духовных традиций.
Противоречивость современного мира. Часть противоречий современного мира является
своеобразным отражением его многообразия, часть порождена накопившимися
проблемами. Среди этих проблем — противоречия между человеком и природой,
государством и личностью, сильными и слабыми странами, возможностями и
потребностями человечества в природных, материальных, энергетических ресурсах.
Еще одной особенностью современного мира является проявление разумного характера
человеческой цивилизации.
Современные обществоведы все чаще говорят о формировании особого пространства
тревог современности. Это пространство, по мнению социолога Энтони Гидденса (1938),
составляют, во-первых, анонимные социальные связи. Общественные отношения
становятся непонятными для основной массы населения. Люди чувствуют, что зависят не
друг от друга, а от анонимных сил (например, курса американского доллара). Во-вторых,
неопределенность и усложнение повседневной жизни человека порой приводят к
кризисным ситуациям. Человек не уверен в завтрашнем дне, он «бежит от проблем».
Жизнь становится вечно меняющейся, мобильной.
На основе изучения особенностей и тревог современного мира ученые определяют
основные тенденции и перспективы его развития в начале XXI в. Среди них: сохранение
глобальных процессов в социальных изменениях; нарастание индивидуальных тенденций
в обществе, возрастание роли личности; развитие открытых форм общества,
восстановление утраченного диалога общества и природы; углубление системности,
комплексности, взаимосвязанности развития экономической, социальной, политической и
духовной сфер общества; распространение толерантности, взаимной терпимости в
отношениях между государствами и странами; сознательный отказ от единообразия как
цели социальных изменений; преодоление антагонизма между общечеловеческими,
групповыми и индивидуальными целями общественного развития.
ответить на вопросы в тетради!
1. Различаются ли траектории цивилизационного и культурного развития
человечества?
2. Можно ли считать формационный подход К. Маркса «столбовой дорогой
развития человечества»?
3. Является ли многовариантность развития человечества следствием
его многообразия?
4. С каким типом цивилизации связаны сегодня перспективы развития
человечества?
5. Есть ли будущее у природных сообществ?
6. Ограничено ли пространство тревог современности, о котором пишет социолог
Э. Еидденс?
7. В чем конкретно выражается нарастание индивидуальных тенденций
общественной жизни?
1.Собаке дают кость. Держа ее в зубах, собака бегает в поисках подходящего места, затем она роет лапами ямку, кладет туда кость и забрасывает ее землей. Все это легко воспринять как разумное действие и на основании этого сделать вывод, что собаки думают. Без особого труда можно себе представить подоплеку их действия, а именно: собаки думают о возможности наступления плохих дней, а также о соперниках от которых им надо спрятать свои запасы.
2.(Лисицы — родственники собак, по народному поверью очень хитрые животные.) Лисица, получив мясо, начинает скрести каменный пол, конечно, без всякого результата, а затем ведет себя так, как будто прячет мясо в «ямку» . Пока лисица «не спрячет» мясо, она бережет его и не позволяет отнять. Но если лисица «зарыла» мясо, то его можно забрать у нее на виду, она даже на обратит на это внимания.
Целенаправленность:
Летчик ставший инвалидом, лишился обеих ног, но не мог смириться с тем, что больше никогда не сможет летать. Тогда он поставил себе цель и после изнурительных тренировок снова сел в кабину самолета.
Девушки: Не манипулировать парней мол если пойдёшь с пацанами то ни на что не расчитывай (это тупо). Не заставлять парней что-то починить или привинтить, т.к. он тебе ничего не обязан. Не разрушать дружбу парня с девушкой чисто из-за ревности (это более чем тупо).