Одной из опасностей для развития общества является рост бюрократического аппарата, чиновничества. Чем больше разрастается бюрократия и чем сильнее становится её власть, тем скорее она из слуги общества делается его господином; тем скорее начинает свои собственные профессиональные интересы ставить выше интересов общества; тем больше в ней увеличивается коррупция, волокита, узость интересов. Как может общество противостоять подобной опасности обюрокрачивания? За века истории удалось выработать механизмы общественного контроля за властью. Подчинение бюрократии обществу; критика должностных тайн свободной печатью; противопоставление бюрократическим органам свободно образуемых партийно-политических организаций, представляющих гражданское общество; существование рядом
с централизованной верхушкой государственной бюрократии – правительством – централизованного организма, существующего милостью народа
и действующего силой народа, то есть парламента, – всё это становится потребностью не только для народных масс, но и для самого государства, все силы которого начинают вырождаться, если народу не удаётся добиться введения этих политических установлений.
Так возникает современная демократия, которая является уже не первобытной демократией рода, общины, но демократией государства, которое лишь благодаря ей превращается в современное государство.
(Адаптировано по статье К. Каутского)
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Какие проявления бюрократизации приведены в тексте? (Назовите любые два проявления.) Какие механизмы контроля над властью, по мнению автора, необходимы для преодоления бюрократизации государства? (Назовите любые два механизма.) Как автор объясняет заинтересованность государства в борьбе с «обюрокрачиванием»?
В тексте упоминаются организации гражданского общества. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два любых признака
и два примера таких организаций.
Наука в современном обществе имеет очень важное значение для каждого человека, потому что наука стала к обычному населению еще ближе. Нам повезло, что наука сейчас находится в довольно развитом состоянии и многое то, что было неизвестно нашим предкам, известно там и используется для изучения новых явлений.
Например, Никола Тесла в начале века создал возможность для того, чтобы мы сегодня могли пользоваться сетью, где информация может одномоментно попасть в разные уголки планеты, обогнуть огромные расстояния.
Информация перестала быть чем-то ограниченным и потайным. Теперь каждый может включить компьютер или взять в руки телефон и найти необходимую информацию и даже сверх того.
Люди использовали науку более 50 лет назад для того, чтобы увеличить темпы производства, получить больше прибыль, добыть больше ресурсов и недр земли. Это породило множество проблем, использование науки и халатное отношение человека усугубили экологическую ситуацию, и за ней последовали глобальные проблемы, которые также должны решаться при науки, и решаются. Каждый день ученые придумывают новый выход из ситуации, которые не потребует использования дополнительных ресурсов.
Действительно, человек использует науку активно, и для того, чтобы «озолотится», и для того, чтобы исправить прежние ошибки.
В рассказе «Бежин луг» главный герой заблудился после охоты, сбился с пути и оказался на лугу возле реки. Там он повстречал «крестьянских ребятишек из соседних деревень, которые стерегли табун» . Автор замечает, что «выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков» . Это время, когда они могут тесным кругом сидеть возле костра, смотреть за животными и рассказывать друг другу всякие истории. Барин присоединяется к ним и, притворившись спящим, наблюдает чза детьми и вслушивается в их речи. Мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Все они были разные как по своему характеру, так и по благосостоянию семьи. Так, например, старший мальчик Федя был стройный, «с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица» , с «постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой» . Было видно, что он принадлежит «к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы ». В разговоре Федя был запевалой, но сам «говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство» . Совсем непохожий на него другой герой рассказа, Павлуша, который сразу вызывает к себе симпатию. Он одет очень бедно, волосы у него «всклоченные, черные» , «лицобледное, рябое» , «телоприземистое, неуклюжее» .
Но «глядел он очень умно» и «в голосе у него звучала сила» . Он спокоен, уверен, активен: все ребята сидели, а он варил картошку, следил за костром. Он также очень отважен. Когда собаки вдруг залаяли и бросились в темноту, все немного перепугались. А Павел молча вскочил на лошадь и поскакал за собаками. Он хорошо знает природу и объясняет другим мальчикам, какая птица как кричит, какая рыба плещется в реке. Костя, мальчик с «задумчивым и печальным взором» , лучше других описывал природу в своих рассказах, хоть сам был трусишка. А Ильюша «лучше других знал все сельские поверья» .
Все образы мальчиков в рассказе Тургенева получились яркими и выразительными. Ребята неграмотны, суеверны, но зато очень близки к природе. С детства приучаются они к труду и к познанию окружающего мира.