Одно из отличий живого от неживого заключается в источнике движения: изменение неживого вызывается внешней силой; живое же взаимодействует со средой на основе внутренне присущей ему активности. если эта неотделимая от живого организма к взаимодействию с окружающим миром на основе собственных возможностей исчезает, то живое умирает.
известно, что чем более сложно устроена живая материя, тем более она активна. активность растений ограничена обменом веществ с окружающим миром. поведение присуще только тем живым существам, которые воспринимать, перерабатывать, хранить и использовать информацию для при к внешнему миру и для регуляции своего внутреннего состояния. самая разнообразная и сложная активность у человека. кроме всех её форм, характерных для других живых существ, в том числе и поведения, человеку присуща особая, специфическая форма активности — деятельность.
в процессе деятельности человек ставит перед собой цель, находит или создаёт средства достижения этой цели, получает результат (хотя и не всегда соответствующий поставленной цели). деятельность — действие осознанное, преднамеренное, включающее в себя целеполагание. при этом под целью понимается идеальный образ желаемого результата. именно человек, и только человек заранее предвидеть, к чему могут его усилия, и заранее продумывать те деятельности, которые могут обеспечить желаемое.
именно к деятельности человек выходит за рамки тех возможностей, которые были определены для него природой как для биологического вида. только в процессе деятельности человек создаёт то, что не является творением природы, — культуру. таким образом, деятельность ведет к формированию и самореализации личности, а также к становлению и развитию общества.
если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то сама цель определяется нашими потребностями, интересами, ценностями. внутренние переживания человека, его к деятельности, называются мотивами. это побуждение связано, в первую очередь, с удовлетворением потребностей. среди потребностей человека можно выделить, во-первых, те, которые связаны с существованием. во-вторых, человек — существо социальное, не может жить без взаимодействия с другими людьми. следовательно, у него есть потребности, обусловленные необходимостью отношений с другими людьми. некоторые исследователи выделяют ещё одну группу потребностей — идеальные потребности.
(о.о. савельева)
21. составьте план текста. для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
22. в чём автор видит отличие живого от неживого? какой вид изменений свойственен всему живому? какая специфическая активность присуща человеку?
23. какие группы потребностей выделяет автор? опираясь на обществоведческие знания, конкретизируйте любые две из них.
Відповідь:
Правонарушение — это виновное противоправное деяние, влекущее юридическую ответственность. В зависимости от степени общественной опасности выделяют проступки и преступления. Проступки (гражданско-правовые, административные, дисциплинарные и др.) Различаются в зависимости от того, в какой сфере жизни они были совершены, нормы какого права нарушены, какой вред причинён, какая ответственность следует. Преступлением называют общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Этот Кодекс определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний. Наказанием называют меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда.