Обществознание, 6 класс
Прочитайте тексты и ответьте на вопросы
1. Спор двух книг
На библиотечной полке лежали рядом две книги. Одна — в кожаном переплете, заглавие написано золотыми буквами. Это книга о Великом Завоевателе. Другая книга — в тоненькой серенькой обложке. Это книга о Пахаре и Сеятеле. Говорит книга о Завоевателе:
-Люди становятся умными благодаря тому, что читают меня. Если бы не было Завоевателей, не было бы ни Могущества, ни Славы.
Книга о Пахаре и Сеятеле спрашивает:
-А где тот Завоеватель, о котором ты рассказываешь? О каком Завоевателе в тебе написано?
-Он весь мир. Перед ним трепетали народы. Он сжег тысячу городов и покорил сто народов.
-А где же он теперь?
Книга о Великом Завоевателе молчала.
-А я знаю, где твой Завоеватель, — сказала книга о Пахаре и Сеятеле. — Он сгнил в земле. А мой Пахарь и Сеятель живут вечно.
1.1. О чём спорят две книги?
1.2. Как автор характеризует различия и ценность каждой из книг?
1.3. Чему эти книги могут научить читателей?
1.4. Какой след в жизни оставили герои книг?
1.5. Почему, по-твоему, так различен итог их жизни?
1.6. Что значит для человека «оставить свой след в жизни»?
2. Из работы Н.И. Пирогова «Вопрос жизни»
В чем состоит цель нашей жизни? К чему мы призваны? Что мы должны искать? Взгляд первый, очень простой. Не размышляйте, не толкуйте о том, что необъяснимо... Взгляд другой — высокий. Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное... Поумнев, вы будете действовать как нельзя лучше... Взгляд — практический. Трудясь, исполняйте свои служебные обязанности, собирая копейку на черный день... Предоставьте каждому на свой лад. Об убеждениях не спорьте и не хлопочите. С полным карманом можно жить и без убеждений... Взгляд также практический в своем роде. Хотите быть счастливым, думайте о себе, что вам угодно и как вам угодно, но только строго соблюдайте все приличия и умейте с людьми уживаться. Взгляд очень веселый. Работайте и наслаждайтесь, покуда живете... Пользуйтесь настоящим и живите себе припеваючи...
2.1. Какие взгляды на жизнь (горько-правдивые, но существовавшие в XIX веке в обществе) раскрывает автор?
2.2. Каких взглядов ты бы стал(а) придерживаться, а какие совершенно неприемлемы для тебя?
3. Садовник и сыновья. Азербайджанская народная сказка.
Жил-был на свете один садовник по имени Махмуд. Было у него 3 сына. Сыновья были очень ленивыми. Садовник никак не мог заставить их работать. Сам Махмуд заболел и долгое время лежал в постели. И поэтому некому было ухаживать за садом, деревья засыхали. Когда кто-нибудь из сыновей заходил в сад, деревья плакали и просили воды. Но лень не давала им работать. Один раз Махмуд собрал сыновей и сказал им: Я завещаю этот сад вам. Здесь зарыт клад, только я знаю где он. Сами копайте и найдете». Сказав это, Махмуд скончался.
Пришла весна. Сыновья взяли лопаты и стали копать сад в поисках клада, но, сколько ни копали, ничего не нашли. Сыновья разочарованные ушли домой. В том году сад дал много плодов. Сыновья продали плоды и разбогатели. И они поняли, что хотел сказать им отец. С тех пор они каждую весну копали сад. Деревья были им за это благодарны.
3.1. Какую мудрость хотел передать отец сыновьям?
3.2. Какие выводы можно сделать о значении труда и привычки к труду в жизни народа?
3.3. Каково лучшее наследство, которое родители могли бы оставить детям: деньги, вещи или трудолюбие? Обоснуй свой выбор.
В развитых странах господствует финансовая экономика, базирующаяся на частной или частно-корпоративной собственности. Показателями высокого уровня экономического
развития
этих стран является высокий объём валового внутреннего продукта на душу населения (47000 долл. США в год), высокий уровень благосостояния
населения
Характерными чертами развитых стран на мировом
рынке являются опережающее развитие мирохозяйственных связей по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта; глубокое производство
в технически сложных отраслях промышленности, имеющих основное значение для формирования современной структуры экономики; высокая степень интернационализации разделения труда
отметьте как лучший