Общества различаются по той легкости, с которой в них осуществляются перемещения по социальной г. лестнице. В классовом обществе перегородки между слоями очень тонкие, в нем больше отверстий и «лифтов» для спуска и подъема. В кастовом обществе все устроено наоборот. В США большинство населения меняет свою профессию, по крайней мере, один раз в течение жизни. В Индии подавляющее большинство занятого населения наследует и сохраняет в течение жизни профессиональный статус своих отцов. По данным 1925 г., в США среди заправил промышленности и финансов 38% в и 19% в настоящем поколении начинали бедняками. Около трети мультимиллионеров начинали свою карьеру, будучи людьми среднего достатка. Среди 29 президентов США 14, или 48%, вышли из бедных или средних семей.
Различие мобильности можно проследить не только по странам, но и по эпохам. Ниже показан процент «выскочек» среди монархов и высших администраторов, поднявшихся из социальных низов. Западная Римская империя – 27,7%, Франция – 3,9%, США – 48,3%, Англия – 5%, президенты Франции и Германии – 23,1%. Рим в период с последнего века республики до III века до н.э. был обществом интенсивной мобильности. Вертикальные течения поднимались с самого дна (от рабов) и до вершин (включая императора) общественного конуса.
С денег, грабежа, насилия, обмана, любовных игр, военного героизма и службы человек без родословной поднимался до командных высот. В течение одного-двух поколений рабы становились представителями знати.
(По П. Сорокину)
1. Можно ли утверждать, что социальная мобильность одинакова в любом обществе? Свой ответ обоснуй, опираясь на опыт.
2. Что такое «социальный лифт»? Опираясь на текст, назови три фактора, которые изменению социального статуса личности.
3. Некоторые люди, добившиеся высокого положения в обществе, утверждают: «Цель оправдывает средства». Согласны ли вы с точкой зрения, что подниматься по социальной лестнице можно и «по головам»? Свое мнение обоснуй. Какие средства для социального роста ближе тебе?
4. Автор высказывает мнение о том, что «в классовом обществе перегородки между слоями очень тонкие, в нем больше отверстий и «лифтов» для спуска и подъема. В кастовом обществе все устроено наоборот». С опорой на текст и обществоведческие знания приведи два аргумента в защиту данной позиции.
Все мы ежедневно слышим эти слова – долг, честь, совесть. «Совесть не позволяет», «долг обязывает», «честь имею» - можно привести множество примеров из повседневной жизни. Но часто бывает так, что входя в привычный обиход, слова эти теряют свою ценность. Люди уже не придают им должного значения, не задумываются над их смыслом. Так что же такое в действительности «долг», «честь» и «совесть» и каково их настоящие значение для человека? «Долг – круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения; нравственно аргументированное принуждение к поступкам. Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.» Так гласит словарь. Вообще, понятия совесть, честь и долг тесно связаны друг с другом. Моральные качества и принципы человека порождают чувство ответственности за свои поступки и, следовательно, обязательства их выполнения. Но в другой словарной статье автор пишет, что честь – не только мораль, но и репутация человека. А что так не делает репутацию человека, как его поступки? Таким образом, круг замыкается. Значение чести, долга и совести часто рассматривались многими классиками русской литературы. Ярким примером может служить повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», через которую красной нитью проходят понятия чести и долга перед обществом, близкими, собой.
Конечно, сейчас чувства чести, долга и совести выражаются людьми не так ярко. В наши дни мало кто например, погибнуть за свои идеалы на дуэли. Но это не значит, что в современном мире не осталось места для честных, совестных поступков. Сегодня человек все еще помнит о своем долге перед обществом, близкими и, в первую очередь, перед собой.
Общедоступное образование - это процесс разработки курсов и разработки стиля преподавания для удовлетворения потребностей людей из различных слоев и стилей обучения. Так же, как нет единого учить, люди учатся разными использование различных методов обучения удовлетворить потребности наибольшего числа учащихся.
Каковы характеристики доступного образования?
• Принимает во внимание различные студенческие особенности, включая этническую принадлежность, расу инвалидность, возраст, пол, языковые и предпочтительный стиль обучения.
• Это активный и инклюзивный преподавания и разработки курсов и учебных планов.
• Устраняет барьеры на пути обучения, прежде чем они могут повлиять на кого-либо.
• Уменьшает потребность в специализированных помещениях.
В общем-то общедоступность образования означает всего бессословность, то есть любой человек, проживающий в государстве, получает право на образование вне зависимости от его происхождения, этноса, религии и так далее.
Например, у всех граждан России без исключения есть право (и даже обязанность) получения общего образование. Так что в России образование бесплатно и общедоступно. Это означает, что общедоступность подразумевает под собой: образование, начиная с детского сада и заканчивая 11 классом вне зависимости от национальности, происхождения и места жительства, получение образование должно быть бесплатным и без специальных условий, претендовать на обучение в 10 и 11 классе можно вне зависимости от количества троек и возраста.