жангир хан, чьим основным увлечением была наука, а смыслом недолгой жизни – просветительство, опережал первого казахского ученого шокана уалиханова на 34 года, первого казахского педагога ибрая алтынсарина – на 40 лет и великого казахского мыслителя абая кунанбаева – на 44 года. в этой прописной истине, не раскрученной у нас по непонятной нам причине, я убедился в прошлом году, оказавшись по случайному стечению обстоятельств в казанском университете. директор национальной библиотеки татарстана, узнав, что я приехал в университетскую библиотеку имени н.и. лобачевского, а работаю в музее казахстанской науки ргп «ғылым ордасы», мне в тот же день посоветовал посмотреть музей казанского университета и национальный музей республики татарстан. оказалось, что в казанском университете, созданном в 1804 году, работают 10 музеев: археологии, геологии, ботаники, зоологии, этнографии, педагогики, университета, казанской школы, старинных вещей и музей-лаборатория. в музее казанского университета на самом видном месте оформлена галерея портретов почетных членов казанского университета. рядом с портретами деятелей науки и просвещения россии я увидел портрет казахского хана букеевской орды жангира. там, далеко от казахстана, воздано должное за его заслуги в области науки и просвещения! под впечатлением я невольно вспомнил нашу далекую о том, что между казахскими и татарскими всегда существовали политические, и культурные связи, что мы раньше имели общую государственность, когда в vi–viii веках казахи и татары входили в состав тюркского каганата. также в xiii–xiv веках земли поволжья и казахстана входили в состав улуса джучи, известного в золотой орды. а в xvii–xviii веках в башкирских восстаниях вместе с татарами участвовали.
жангир хан, чьим основным увлечением была наука, а смыслом недолгой жизни – просветительство, опережал первого казахского ученого шокана уалиханова на 34 года, первого казахского педагога ибрая алтынсарина – на 40 лет и великого казахского мыслителя абая кунанбаева – на 44 года. в этой прописной истине, не раскрученной у нас по непонятной нам причине, я убедился в прошлом году, оказавшись по случайному стечению обстоятельств в казанском университете. директор национальной библиотеки татарстана, узнав, что я приехал в университетскую библиотеку имени н.и. лобачевского, а работаю в музее казахстанской науки ргп «ғылым ордасы», мне в тот же день посоветовал посмотреть музей казанского университета и национальный музей республики татарстан. оказалось, что в казанском университете, созданном в 1804 году, работают 10 музеев: археологии, геологии, ботаники, зоологии, этнографии, педагогики, университета, казанской школы, старинных вещей и музей-лаборатория. в музее казанского университета на самом видном месте оформлена галерея портретов почетных членов казанского университета. рядом с портретами деятелей науки и просвещения россии я увидел портрет казахского хана букеевской орды жангира. там, далеко от казахстана, воздано должное за его заслуги в области науки и просвещения! под впечатлением я невольно вспомнил нашу далекую о том, что между казахскими и татарскими всегда существовали политические, и культурные связи, что мы раньше имели общую государственность, когда в vi–viii веках казахи и татары входили в состав тюркского каганата. также в xiii–xiv веках земли поволжья и казахстана входили в состав улуса джучи, известного в золотой орды. а в xvii–xviii веках в башкирских восстаниях вместе с татарами участвовали.