Нормы и ожидания, входящие в содержание роли, тесно взаимосвязаны. норма – образец или коллективное ожидание поведения, которое можно назвать общепринятым в некой группе. в такой формулировке роль есть нормативный образец, структурная, но не поведенческая характеристика. она – часть социальной позиции, но не выражение этой позиции в действии. социальные нормы – предписанные правила поведения – характеризуют не только статус, но и роль. можно даже выразиться так: нормам, структурным характеристикам социального пространства, только и становится возможным ролевое поведение. им оно, собственно говоря, и организуется соответствующим образом. < …> норма – командный пункт, с которого распоряжения миллионам исполнителей ролей. без социокультурных норм бессмысленно говорить о каких-либо ролях. но сами нормы извне (хотя реализуются внутри роли). социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости < …> нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе. нормы это еще и ожидания: от данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет навстречу, передвигаются по левой, возникает , организованное взаимодействие. при нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. он в принципе невозможен, если партнеры не писаные и неписаные нормы, правила, законы. стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства вопросы по тексту с1. укажите три смысла (значения), в которых понятие «социальная норма» употребляется в тексте. с2. используя содержание текста, объясните, как связаны между собой понятия «социальные нормы» и «социальная роль». пример любой нормы, выражающейся в ролевом поведении. с3. автор отмечает, что «нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам». любые три примера обязанностей старшеклассника в любых сферах его жизни.
С2) Социальные нормы – предписанные правила поведения - характеризуют не только статус, но и роль. Пример: когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет навстречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. (Каждый пешеход выполняет свою роль)
С3) Старшеклассник обязан уважительно относиться к старшим, учиться, исполнять закон