«Гуманизм русских и немецких солдат в Великой Отечественной войне
на примере рассказа Н.Богданова «Фюнфкиндер»
Автор - обучающаяся 6А класса
Позднякова Анна,
Руководитель - учитель русского языка
и литературы
Зидымышева Вилия Гильмияровна
Июльское - 2019
Много разных потрясений пережило человечество в ушедшем XX веке. Но такого ужаса, что принесло народам фашистское нашествие, ещё не знала история. великое истребление народов, великая бойня, каких ещё не знал мир. Наш народ назвал эту священную войну Великой Отечественной. Защищать Отечество поднялись люди разного возраста, разных национальностей Советского Союза… Кровавую цену заплатили мы за эту победу, за то, чтобы мы жили в своей собственной, свободной стране, говорили на своем родном языке и жили по законам своего народа. Чтобы не были рабами. Почти в каждой семье не вернулись домой с полей сражения – мужья, отцы, братья, сыновья, и даже матери, дочери и сестры. Всегда будет хранить наш народ память об этом тяжелейшем испытании.
Горькую чашу пришлось испить в годы войны и детям. Они гибли под бомбами, сжигались в домах, отправлялись в концлагеря и умирали от голода, но нередко сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями. Война осиротила тысячи детей.
И какое счастье, когда на пути обездоленного ребенка попадался такой нежный и мужественный человек, как Андрей Соколов из «Судьбы человека» Михаила Шолохова, или такая сердечная мать, как Дарья Шалихина из «Девочки из города» Любови Воронковой… Люди того времени проявили огромное человеколюбие и милосердие даже тем, кого видели впервые. Горе объединило всех.
Недавно я познакомилась с рассказом Николая Богданова «Фюнфкиндер», и сказать, что я была удивлена, ничего не сказать. Дело в том, что в рассказе идет речь о редкой для военного времени истории, когда партизаны пощадили захваченного ими в разбитом самолете немца. Они увидели в нем не врага, а человека, у которого пять детей осталось дома. Фотокарточка детей, которую тот показал партизанам и жалобный крик «Фюнфкиндер» («фюнф» по-немецки означает пять, а «киндер» дети его. Больше других жалел пленного партизанский разведчик Ленька, паренек, живший в партизанском отряде вместе с дедом. Немец, по профессии авиамеханик, напомнил ему односельчанина, который тоже был механиком. Интуицию русского мальчика, увидевшего в этом немце Человека, поддержала старая Марья. И не ошиблась. Фюнфкиндер вместе с партизанами пошел исполнять смертный приговор фашистам, расстрелявшим детей.
Как известно, война — это ненависть, а гуманизм — это любовь. И показательный акт милосердия на войне – это отношение к пленным. Солдаты безжалостно истребляли врагов на поле боя, однако к захваченным в плен проявляли гуманизм, несмотря на справедливую ненависть. До сих пор я думала, что, если орудия смерти уже направлены друг против друга, смерти не избежать. Но в рассказе «Фюнфкиндер» случилась ситуация, когда враг оказался безоружным, бес и ждал пощады, и за ним не скрывался убийца, а это был солдат поневоле, любящий и многодетный отец. Наши партизаны захваченного ими немецкого авиамеханика, отца пятерых детей, оставшихся у него дома сострадать, проявить милосердие к бес человеку, не замешанному в кровавом преступлении — это и есть гуманность человеческой души, русского народа.
Пленный немец среди партизан стал полезным. Женщинам понаделал из алюминиевых листов с разбитых самолетов кастрюли-самоварки, бездымные жаровни, чтобы дымом лагеря не выдавать. Мальчишкам понаделал ножиков складных. Блесен для ловли щук смастерил. Девчонкам серьги, колечки. Трудился не переставая. И постепенно стал всем нужен. И Ленька уже болтал с ним по-немецки, с каждым днем все быстрее.
Фюнфкиндер очень сблизился с девочкой Маней, потому что она напоминала ему его белокурую дочь. Он даже научил её петь на немецком языке. И когда Маню убили фашисты, «сердце у него сжалось, дыхание перехватило». А когда ему предложили судить убийц Мани, то он «поднял глаза, посмотрел на небо, на землю, обвел взглядом людей и промолвил какие-то страшные слова побелевшими губами. Потом перевел по-русски:
— Смерть им! Смерть!
Взял перо, поставил свою подпись под бумагой, подул на нее, как на горячую, отошел в сторону и заплакал».
Он так проникся к русским, имеющим большую милосердную душу, что «контуженного Леньку, чуть не захлебнувшегося в болоте пленный немец, прижившийся среди наших, и сам, сильно израненный, был вместе с ним вывезен на Большую землю».
Этот рассказ является доказательством того, что золотое правило ««Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе», работает даже на войне. Даже в таком ожесточенном событии можно оставаться Человеком, человеком с большой буквы. Война - это испытание гуманизма, проявляющегося в самых негуманных условиях.
пхах, а они были тогда были?
«Гуманизм русских и немецких солдат в Великой Отечественной войне
на примере рассказа Н.Богданова «Фюнфкиндер»
Автор - обучающаяся 6А класса
Позднякова Анна,
Руководитель - учитель русского языка
и литературы
Зидымышева Вилия Гильмияровна
Июльское - 2019
Много разных потрясений пережило человечество в ушедшем XX веке. Но такого ужаса, что принесло народам фашистское нашествие, ещё не знала история. великое истребление народов, великая бойня, каких ещё не знал мир. Наш народ назвал эту священную войну Великой Отечественной. Защищать Отечество поднялись люди разного возраста, разных национальностей Советского Союза… Кровавую цену заплатили мы за эту победу, за то, чтобы мы жили в своей собственной, свободной стране, говорили на своем родном языке и жили по законам своего народа. Чтобы не были рабами. Почти в каждой семье не вернулись домой с полей сражения – мужья, отцы, братья, сыновья, и даже матери, дочери и сестры. Всегда будет хранить наш народ память об этом тяжелейшем испытании.
Горькую чашу пришлось испить в годы войны и детям. Они гибли под бомбами, сжигались в домах, отправлялись в концлагеря и умирали от голода, но нередко сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями. Война осиротила тысячи детей.
И какое счастье, когда на пути обездоленного ребенка попадался такой нежный и мужественный человек, как Андрей Соколов из «Судьбы человека» Михаила Шолохова, или такая сердечная мать, как Дарья Шалихина из «Девочки из города» Любови Воронковой… Люди того времени проявили огромное человеколюбие и милосердие даже тем, кого видели впервые. Горе объединило всех.
Недавно я познакомилась с рассказом Николая Богданова «Фюнфкиндер», и сказать, что я была удивлена, ничего не сказать. Дело в том, что в рассказе идет речь о редкой для военного времени истории, когда партизаны пощадили захваченного ими в разбитом самолете немца. Они увидели в нем не врага, а человека, у которого пять детей осталось дома. Фотокарточка детей, которую тот показал партизанам и жалобный крик «Фюнфкиндер» («фюнф» по-немецки означает пять, а «киндер» дети его. Больше других жалел пленного партизанский разведчик Ленька, паренек, живший в партизанском отряде вместе с дедом. Немец, по профессии авиамеханик, напомнил ему односельчанина, который тоже был механиком. Интуицию русского мальчика, увидевшего в этом немце Человека, поддержала старая Марья. И не ошиблась. Фюнфкиндер вместе с партизанами пошел исполнять смертный приговор фашистам, расстрелявшим детей.
Как известно, война — это ненависть, а гуманизм — это любовь. И показательный акт милосердия на войне – это отношение к пленным. Солдаты безжалостно истребляли врагов на поле боя, однако к захваченным в плен проявляли гуманизм, несмотря на справедливую ненависть. До сих пор я думала, что, если орудия смерти уже направлены друг против друга, смерти не избежать. Но в рассказе «Фюнфкиндер» случилась ситуация, когда враг оказался безоружным, бес и ждал пощады, и за ним не скрывался убийца, а это был солдат поневоле, любящий и многодетный отец. Наши партизаны захваченного ими немецкого авиамеханика, отца пятерых детей, оставшихся у него дома сострадать, проявить милосердие к бес человеку, не замешанному в кровавом преступлении — это и есть гуманность человеческой души, русского народа.
Пленный немец среди партизан стал полезным. Женщинам понаделал из алюминиевых листов с разбитых самолетов кастрюли-самоварки, бездымные жаровни, чтобы дымом лагеря не выдавать. Мальчишкам понаделал ножиков складных. Блесен для ловли щук смастерил. Девчонкам серьги, колечки. Трудился не переставая. И постепенно стал всем нужен. И Ленька уже болтал с ним по-немецки, с каждым днем все быстрее.
Фюнфкиндер очень сблизился с девочкой Маней, потому что она напоминала ему его белокурую дочь. Он даже научил её петь на немецком языке. И когда Маню убили фашисты, «сердце у него сжалось, дыхание перехватило». А когда ему предложили судить убийц Мани, то он «поднял глаза, посмотрел на небо, на землю, обвел взглядом людей и промолвил какие-то страшные слова побелевшими губами. Потом перевел по-русски:
— Смерть им! Смерть!
Взял перо, поставил свою подпись под бумагой, подул на нее, как на горячую, отошел в сторону и заплакал».
Он так проникся к русским, имеющим большую милосердную душу, что «контуженного Леньку, чуть не захлебнувшегося в болоте пленный немец, прижившийся среди наших, и сам, сильно израненный, был вместе с ним вывезен на Большую землю».
Этот рассказ является доказательством того, что золотое правило ««Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе», работает даже на войне. Даже в таком ожесточенном событии можно оставаться Человеком, человеком с большой буквы. Война - это испытание гуманизма, проявляющегося в самых негуманных условиях.