Наука как рационального освоения действительности, воспроизводства и накопления знаний
является одной из трех основных форм деятельности в духовной жизни или трех
основных ее языков — наряду с искусством и нравственностью. Первоначальный
анализ позволяет увидеть, что формально-логическое соотношение научной,
духовной и социальной жизни отражает принцип включения — первой во вторую,
второй — в третью. Духовное выступает как элемент структуры социального, а
научное — как элемент структуры духовного. Каждый элемент сложной системы
возникает вследствие необходимости выполнять определенную функцию.
Соответственно социальная роль науки может быть определена через выявление ее
основной социально значимой функции, той «главной задачи» , которую «ставит»
перед ней общество. <...>
В узком смысле научной жизнью называют, как
известно, специфический воспроизводства знаний внутри институционально
оформленного научного (академического) сообщества. <...>
Замкнутость научной жизни внутри своих
институционализированных рамок является, с одной стороны сохранения
знания, его обособления от искажения. С другой стороны, замкнутость научной
жизни выступает и как самообороны» работников науки, стиль
воспроизводства научной жизни, обеспечивающий ее участникам сохранение
относительно комфортного места в жизни.. .
При всем этом объективно научная жизнь не
может воспроизводить себя как закрытую систему, ей постоянно требуется
взаимодействие с внешним миром»
(Козлова О. Н. Научная жизнь и социокультурное
воспроизводство // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 3. С. 114, 116.).
С1. Какие три основные формы деятельности в
духовной жизни выделены в тексте?
С2. На основании текста раскройте
соотношение научной, духовной и социальной жизни.
СЗ. Автор утверждает, что социальная роль
науки может быть определена через выявление ее основной социально значимой
функции. Используя содержание текста и знания обществоведческого курса,
сформулируйте функцию науки.
С4. Научная жизнь, по мнению автора, не
может воспроизводить себя как закрытую систему, ей постоянно требуется
взаимодействие с внешним миром. Приведите три подтверждения данного
утверждения, привлекая обществоведческие знания
1) рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний;
2) традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией;
3) харизматический, основанный на веру в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство властителя и его власти. В этом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной с первым типом власти. В своём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебесцитной вождистской демократии» и разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности и разделения властей.