Образование – одна из самых консервативных общественных систем. Формы, методы и организация системы образования, в основном сложившиеся в XVII веке и господствующие в современном мире, на протяжении нескольких веков практически не реагировали на развитие технологий. Однако новые информационные технологии, адекватные процессу образования по существу (ибо обучение, передача знаний от поколения к поколению – древнейший информационный процесс), уже внесли в образование существенные новации. Еще больше они сулят в развитом информационном обществе.
Активно развивающаяся наука педагогическая информатика занимается проблемами создания и реализации концепции образования людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных ностей, гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических: формирование информационной культуры обучающихся, информационное обеспечение образовательного процесса (создание баз данных и баз знаний), индивидуализация обучения на основе новых информационных технологий. В развитых странах, например, в Великобритании, в законе об образовании гарантируется право учащихся с 6 лет пользоваться новыми информационными технологиями в учебном процессе.
По мере продвижения к информационному обществу наблюдаются следующие тенденции в сфере образования.
Переход от механического, репродуктивного прогресса обучения к органическому, гуманистическому. Информационные технологии позволяют адаптировать учебный процесс к нуждам отдельного индивидуума и быстро реагировать на возникающие перемены. Организационный достичь этого – индивидуальное (или глубоко индивидуализированное) обучение. В социальном плане это может обеспечить учащимся более равные возможности в получении образования.
Поддержка разнообразия. Стандартизированный процесс обучения в традиционной школе по общим учебным планам и программам не позволяет учитывать разнообразие культур, присущее различным группам (национальным, религиозным и т. д.), образующим современное общество. Информационные технологии реализации такого разнообразия.
Развитие системы гибких индивидуальных учебных программ В традиционной школе учебная программа фактически представлена набором учебников, отражающих заданный, статичный объем знаний. Переход к новым технологиям представления информации позволяет преодолеть это ограничение, подстраивать учебные программы под возможности и интересы учащихся.
Децентрализация учебных заведений. Вместо централизованного учреждения с фиксированным для каждого учащегося расписанием, набором уроков, школа может предоставить возможности для организации части учебного процесса на дому, а части – в составе гибких, динамически формируемых учебных групп по интересам.
Информатизация управления учебным заведением. В ходе преобразований создается современная информационная среда системы образования. Образовательные учреждения, обеспеченные информационными системами, автоматизируют управленческую деятельность, создают и пользуются распределенными базами данных в различных предметных областях.
Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современным образованием – сделать его более доступным для каждого человека Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты. В силу своего динамизма информационное общество требует от своих членов непрерывного (на протяжении десятков лет) обучения.
Образование – одна из самых консервативных общественных систем. Формы, методы и организация системы образования, в основном сложившиеся в XVII веке и господствующие в современном мире, на протяжении нескольких веков практически не реагировали на развитие технологий. Однако новые информационные технологии, адекватные процессу образования по существу (ибо обучение, передача знаний от поколения к поколению – древнейший информационный процесс), уже внесли в образование существенные новации. Еще больше они сулят в развитом информационном обществе.
Активно развивающаяся наука педагогическая информатика занимается проблемами создания и реализации концепции образования людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных ностей, гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических: формирование информационной культуры обучающихся, информационное обеспечение образовательного процесса (создание баз данных и баз знаний), индивидуализация обучения на основе новых информационных технологий. В развитых странах, например, в Великобритании, в законе об образовании гарантируется право учащихся с 6 лет пользоваться новыми информационными технологиями в учебном процессе.
По мере продвижения к информационному обществу наблюдаются следующие тенденции в сфере образования.
Переход от механического, репродуктивного прогресса обучения к органическому, гуманистическому. Информационные технологии позволяют адаптировать учебный процесс к нуждам отдельного индивидуума и быстро реагировать на возникающие перемены. Организационный достичь этого – индивидуальное (или глубоко индивидуализированное) обучение. В социальном плане это может обеспечить учащимся более равные возможности в получении образования.
Поддержка разнообразия. Стандартизированный процесс обучения в традиционной школе по общим учебным планам и программам не позволяет учитывать разнообразие культур, присущее различным группам (национальным, религиозным и т. д.), образующим современное общество. Информационные технологии реализации такого разнообразия.
Развитие системы гибких индивидуальных учебных программ В традиционной школе учебная программа фактически представлена набором учебников, отражающих заданный, статичный объем знаний. Переход к новым технологиям представления информации позволяет преодолеть это ограничение, подстраивать учебные программы под возможности и интересы учащихся.
Децентрализация учебных заведений. Вместо централизованного учреждения с фиксированным для каждого учащегося расписанием, набором уроков, школа может предоставить возможности для организации части учебного процесса на дому, а части – в составе гибких, динамически формируемых учебных групп по интересам.
Информатизация управления учебным заведением. В ходе преобразований создается современная информационная среда системы образования. Образовательные учреждения, обеспеченные информационными системами, автоматизируют управленческую деятельность, создают и пользуются распределенными базами данных в различных предметных областях.
Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современным образованием – сделать его более доступным для каждого человека Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты. В силу своего динамизма информационное общество требует от своих членов непрерывного (на протяжении десятков лет) обучения.