В своем эссе Кант исследует характер своей эпохи – эпохи Просвещения. Кант сформулировал критерий Просвещения: «выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине».[1] Современный технологичный век – время, когда информация является основной сила, движущей массовым сознанием.
На первый взгляд, самостоятельный выход из состояния несовершеннолетия не представляется возможным. Причина тому – переизбыток информации. Великое множество людей ныне владеет интеллектуальными благами, использует их, но не с целью постижения, а с целью самого участия в процессе обладания и использования. Тем самым происходит подмена существа познания – знание перестает быть целью или средством, но становится частью симулятивного символического обмена.
Этим характеризуется эпоха постмодерна – критическое мышление, и обращение к человеческому разуму внутри себя вовсе необязательно. Такой подход скорее даже претит выживанию в социуме — риск быть не принятым соседом по парте или комнате, для которого идеалом служит количество одобривших его ироничный комментарий в сети интернет. И тем острее возникает необходимость иметь мужество пользоваться собственным умом.
Кант полагал, что естественным правом для человека, которое дано ему от природы, является свобода мысли. Человек может воспользоваться данным правом либо отказаться от самостоятельного использования собственного разума. Однако, в том случае, если гражданин реализует свободу мысли, он может повлиять на развитие государства. Просвещенное общество выступает в свете рассуждений Канта как гражданское общество, состоящее из самостоятельно мыслящих людей.
В своем эссе Кант исследует характер своей эпохи – эпохи Просвещения. Кант сформулировал критерий Просвещения: «выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине».[1] Современный технологичный век – время, когда информация является основной сила, движущей массовым сознанием.
На первый взгляд, самостоятельный выход из состояния несовершеннолетия не представляется возможным. Причина тому – переизбыток информации. Великое множество людей ныне владеет интеллектуальными благами, использует их, но не с целью постижения, а с целью самого участия в процессе обладания и использования. Тем самым происходит подмена существа познания – знание перестает быть целью или средством, но становится частью симулятивного символического обмена.
Этим характеризуется эпоха постмодерна – критическое мышление, и обращение к человеческому разуму внутри себя вовсе необязательно. Такой подход скорее даже претит выживанию в социуме — риск быть не принятым соседом по парте или комнате, для которого идеалом служит количество одобривших его ироничный комментарий в сети интернет. И тем острее возникает необходимость иметь мужество пользоваться собственным умом.
Кант полагал, что естественным правом для человека, которое дано ему от природы, является свобода мысли. Человек может воспользоваться данным правом либо отказаться от самостоятельного использования собственного разума. Однако, в том случае, если гражданин реализует свободу мысли, он может повлиять на развитие государства. Просвещенное общество выступает в свете рассуждений Канта как гражданское общество, состоящее из самостоятельно мыслящих людей.