Есть традиционная культура. Понятно, что это не только другой быт — это другое видение времени, пространства, совсем иное устройство сознания. Что бы носителям этой культуры показалось предельно странным, невообразимым у нас сейчас? А нам у них? В картине мира именно? Тут надо еще уточнять, какая именно традиционная культура, с каким концептом мы имеем дело. Надо понимать, что концепт этот выстраивали по-разному. Вообще этнография начинается с изучения чужого, на себя смотрят довольно поздно, у нас это где-то начало 19-го века, эпоха романтизма. Характерная тем, что все ценности, во-первых, в во-вторых, они в народе. Забавно посмотреть, например, как менялись взгляды Карамзина, выстраиваясь под дух времени: сначала он говорит о простонародье с пренебрежением, но не проходит и 20 лет, как это уже «наше все». Традиционная культура одно время как-то отождествлялась с простонародно-деревенской, что, конечно, не так. Но было же что-то общее для всех слоев, крестьян, дворян, неважно? Родное им всем и страшно чуждое нам? Для традиционного понимания характерен тип представлений о мире, где вообще не задается вопрос «а почему?». И традиционное миропонимание отступает по мере задавания вопроса. А традиционная жизнь — это жизнь с минимальной долей свободного, несвязанного поведения. Лучше даже не говорить слова «свободный», а то возникают ассоциации, якобы речь идет о хорошем и плохом, о свободе и рабстве. Нет, не о том: вопрос — насколько наше поведение определено за нас и до нас — традициями, обычаями? Эта область никуда не ушла, она есть, но с каждым столетием росла область поведения, ограниченного лишь законом.